Украина ищет спасение в водороде и европейских деньгах

Украина и водородное топливо.

Украина и водородное топливо.

© Игорь Ставцев / Коллаж / Ridus.ru

Сделка Байдена и Меркель продемонстрировала Украине, что ее надежды на «заступничество» Запада в газовом вопросе призрачны. Но, поставленная перед необходимостью решать проблему зависимости от поставок и транзита российского газа, Украина может неожиданно обрести конкурентное преимущество. Им станет водород.


На прошлой неделе Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Оператор газотранспортной системы Украины (ГТСОУ) подписали соглашение об официальном оформлении сотрудничества по низкоуглеродному водороду и развитию цепочек поставок водорода, что является первым в своем роде соглашением, сообщил ЕБРР.

Водород в борьбе за «зеленую Европу»

Автомобиль на водородном топливе в Германии.

© dpa / picture-alliance / ТАСС

«Зеленый» водород, полученный путем электролиза воды с использованием возобновляемых источников энергии, широко рассматривается как многообещающее чистое топливо, поскольку он не оставляет углеродного следа. В начале июля Европейский Союз поставил целью увеличение объемов «зеленого» водорода, объявив о планах по производству до миллиона тонн газа с помощью объектов, которые будут построены в следующие четыре года.

Одной из первых обнародовала свою стратегию в области водородной энергетики Германия.

Опубликованная в прошлом году Национальная стратегия развития водородной энергетики ФРГ ставит перспективной целью создание нейтральной для климата экономики, в которой уровень выбросов СО2 будет на 95% ниже по сравнению с 1990 годом. На водород планируется перевести не только транспорт, но и промышленность.

Для этого правительство ФРГ выделит до 2023 года свыше десяти миллиардов евро. Из этой суммы семь миллиардов пойдут на «запуск рынка» — на создание рамочных условий и стимулирование внутреннего спроса, два миллиарда — на международное сотрудничество, миллиард — на внедрение водородных технологий в промышленность.

Флориан Виллерсхаузен, директор Creon Capital, управляющей компании люксембургского фонда Creon Energy Fund, в комментарии «РБК» заявил, что перевод европейской промышленности и транспорта на водородное топливо, помимо сокращения выбросов, создаст новые рынки и сделает водородные технологии экспортным «шлягером».

Каждому, кто хоть раз задумывался о будущем энергопоставок в Европу, стоит пройтись по вокзалу Куксхафена в Нижней Саксонии. Отсюда в Букстехуде ежечасно отходит синяя электричка Coradia iLint. Бесшумный поезд французского производителя Alstom работает на водороде, климатически он совершенно нейтрален: вместо углекислого газа водородный привод выделяет всего несколько капель воды на метр движения. Пока этот поезд почти в три раза дороже дизельного, но Нижняя Саксония и другие федеральные земли активно субсидируют новую технологию. И не за горами тот час, когда водородные поезда отправят своих чадящих дизельных праотцов на запасной путь, — уверен Виллерсхаузен.

И речь идет не только о железных дорогах. Топливные элементы на водороде рассматриваются как перспективная технология для всех видов транспорта, включая авиацию.

Большие деньги

Hydrogen challenger — германский танкер. Производит водород на борту из энергии ветра.

Hydrogen challenger — германский танкер. Производит водород на борту с помощью энергии ветра.

© Hannes Grobe / wikipedia.org

По оценке экспертов Bloomberg, изложенной в докладе «Перспективы водородной экономики», к 2050 году водородные технологии будут покрывать 24% мировых потребностей в энергии. При этом его цена снизится до цены природного газа.

В Bloomberg предполагают, что за следующие 30 лет в отрасль будет вложено около 11 триллионов долларов, а доходы от ежегодных продаж водородного топлива по всему миру достигнут 700 миллиардов долларов.

ЕБРР уже отмечает рост отрасли возобновляемых источников энергии, которая, как ожидается, продолжит увеличивать добавленную стоимость для национальных экономик и способствовать переходу Европы к «зеленым» технологиям.

На руку тут играет и то, что в некоторых странах цены на электроэнергию из возобновляемых источников опустились ниже 30 долларов за МВт⋅ч — уровня, при котором производство «зеленого» водорода начинает становиться конкурентоспособным по сравнению с традиционными ископаемыми видами топлива.

Недавно банк начал исследование возможностей развития различных сегментов цепочки поставок водорода во многих странах, в которые он инвестирует, включая Украину.

Украина: спасение в водороде и европейских деньгах

Шебелинський газопереробний завод - основной нефтеперерабатывающий актив АО «Укргаздобыча» и одно из двух ныне действующих в Украине нефтеперерабатывающих предприятий.

Шебелинский газоперерабатывающий завод — основной нефтеперерабатывающий актив АО «Укргаздобыча» и одно из двух ныне действующих в Украине нефтеперерабатывающих предприятий.

© ugv.com.ua

ЕБРР уже инвестировал около 15 миллиардов евро почти в 500 проектов на Украине. Заявленная цель — содействие стабилизации страны и закрепление реформ за счет повышения энергоэффективности и энергетической безопасности, раскрытия сельскохозяйственного и промышленного потенциала, обеспечения качественной инфраструктуры и укрепления финансового сектора.

Сегодня Украина в значительной степени полагается на ископаемое топливо во всех секторах своей экономики, в то время как водород может стать хорошей альтернативой обезуглероживанию и снизить зависимость от ископаемого топлива. Поддержка перехода к «зеленой» экономике наших стран является ключевым приоритетом для ЕБРР, — заявил управляющий директор ЕБРР по «зеленой» экономике и климатическим действиям Гарри Бойд-Карпентер.

Генеральный директор ГТСОУ Сергей Макогон также назвал водород одним из наиболее перспективных источников энергии, который внесет значительный вклад в декарбонизацию энергетики и достижение целей устойчивого развития Украины.

Задача состоит в том, чтобы разработать технологию для расширения использования водорода, чтобы создать необходимые условия и инфраструктуру для его производства, транспортировки и потребления. Все это требует времени, усилий и сотрудничества всех заинтересованных сторон.

«Мы признаем роль природного газа как одного из ключевых источников энергии и переходного топлива на пути к безуглеродной экономике, которая сохранит свое значение в этот переходный период. Как оператор газотранспортной системы, наша задача сейчас — подготовить нашу инфраструктуру к декарбонизированным энергетическим рынкам будущего», — сказал господин Макогон.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)