Как и почему хайп стал обыденным явлением

Хайп.

Хайп.

© Михаил Салтыков / коллаж / Ridus.ru

Современное общество настолько привыкло к хайпу, что, кажется, уже не может существовать без этого явления. До определенного момента хайп вызывал лишь негативные эмоции толпы, но сейчас он в числе прочего является инструментом, позволяющим обратить внимание на многие застарелые проблемы, о которых раньше или не принято было говорить, или выгодно было умалчивать.

«Ридус» выяснял, почему хайп поменял вектор.


«Родители» хайпа

Хайп появился не вчера и даже не в XXI веке. История знает немало таких примеров, их мы приведем позже. А вот само слово «хайп» имеет несколько версий своего происхождения. С одной стороны, это сокращение от hyperbola (преувеличение, усиление выразительности). Вторая версия происхождения — от слова hyper, «сверх».

Глагольная форма слова — «хайповать», как утверждает словарь издательства Meriam-Webbster, появилась в 1931 году.

Есть версия, что слово «хайп» появилось еще раньше, в 1913 году, в США в среде наркоманов и обозначало дозу. В первоначальной версии было выражение hypodermic needle, оно означало иглу для подкожного введения препарата. Позже его сократили до hype.

Спустя некоторое время на так называемом «блатном» языке в США хайпом стали называть один из способов мелкого мошенничества.

Руины Храма Артемиды

Руины Храма Артемиды.

© wikipedia.org

В дальнейшем американские маркетологи заметили, что данное слово как нельзя лучше характеризует эйфорию и зависимость от информации, похожую на наркотическую, и с 1967 года хайпом стали называть чрезмерную или вводящую в заблуждение рекламу. Сейчас этим термином принято называть нечто среднее между ажиотажным интересом и громким продвижением, PR-кампанией.

Самым первым в истории хайпом можно считать сожжение в древнем городе Эфесе (ныне Турция) одного из семи чудес света Храма Артемиды. Его спалил Герострат, жаждавший славы. По его мнению, единственным способом, позволявшим добиться того, чтобы о нем заговорили, был именно хайп — резонансный, ажиотажный поступок. Герострат оказался прав: его имя осталось в веках.

А в нашей стране всплеск популярности слова «хайп» пришелся на 2017 год, когда активно обсуждалась история Дианы Шурыгиной и ее изнасилование на «вписке». С этого самого времени термин «хайп» стал частью нашей жизни.

Среднеуральский женский монастырь, где было совершенно нападение на на съемочную группу телеведущей Ксении Собчак. Свердловская область

Среднеуральский женский монастырь, где было совершенно нападение на съемочную группу телеведущей Ксении Собчак. Свердловская область.

© URA.RU / ТАСС

Хайп меняет приоритеты

Еще несколько лет назад термин «хайп» использовался исключительно в негативной коннотации. Хайповали в основном начинающие звезды интернета: они шли на многое, чтобы получить заветные лайки и просмотры. Кстати, популярные сейчас треш-стримы имеют как раз хайповую природу. Их ведущие совершают такие поступки, на которые не способно большинство, ради лайков и просмотров.

— Людям всегда интересен скандал, что-то яркое, броское, что обращает на себя внимание, — говорит кандидат психологических наук Алена Волина. — Люди, имеющие статус звезд, всегда привлекают к себе внимание, вне зависимости от того, что они делают.

К тем, кто изменил вектор хайпа, можно отнести журналистку Ксению Собчак, а также стилиста Сергея Зверева, которые, хайпуя на своей фигуре, заставляют обратить внимание на острые, значимые проблемы.

Алена Волина объясняет, что и Собчак, и Зверев прекрасно осознают, какой статус они имеют и что за этим следует.

Вспомните, в каком виде пришел на Красную площадь Сергей Зверев: яркий наряд, корона на голове. Весь его внешний вид был кричащим, сам же стилист кричал совершенно о другом, о тяжелых, сложных проблемах. И в итоге докричался. Что до Ксении Собчак, то она внешне не настолько эпатажна, но ее поступки заставляют ее обсуждать, говорить о том, что она делает. Как бы там ни было, равнодушных на ее счет практически нет. Телеведущая это прекрасно понимает и использует это на благо и себе, и другим людям. Вспомним хотя бы ее фильм про скопинского маньяка. Мужчина тогда в кадре сказал, что думает заняться одной из своих бывших пленниц. В итоге на эту фразу отреагировали и депутаты Госдумы, и правоохранительные органы. Если бы интервьюером был кто-то менее хайповый, последовала бы такая реакция? — уточняет психолог.

Социолог Татьяна Маринина считает, что хайп, хоть и поменял вектор, но глобальных проблем все равно не решает.

— Нужно крепко задуматься над тем, почему острые проблемы начинают решаться только после того, как на них обращает внимание общественность, селебрити, — говорит Маринина. — Это говорит, скорее, о том, что нужно реформировать государственные институты. Тут приводился в пример Сергей Зверев как защитник озера Байкал. Но неужели местные власти не видят, что происходит в регионе? Почему реакция пошла только после московского перформанса? Социолог говорит, что региональные власти прекрасно понимают, что происходит, и в основном попустительствуют по ряду причин. Приводят их в чувства именно такого рода громкие акции.

Замолчать не удастся

Лесные пожары в Якутии

Лесные пожары в Якутии.

© AP / ТАСС

— Если уж выходит так, что проблемы начинают решать только после того, как о них заговорит звезда с именем, то, думаю, эту тактику необходимо взять на вооружение, — говорит социолог Татьяна Маринина. — Яркий тому пример — ситуация в Якутии, где сейчас горят леса.

Экоактивисты Якутии обратились к известному актеру Леонардо Ди Каприо, который является активным борцом с загрязнением окружающей среды.

Голливудский актер уже высказался по этой проблеме. «Я действительно обратил внимание на недавние происшествия в Сибири. Мой фонд проводит расследование, и скоро я начну действовать», — заявлял Ди Каприо.

— Не могу сказать, вмешается ли фонд известного актера в решение проблемы пожаров, но факт остается фактом: проблема приобрела мировой масштаб и замолчать ее уже не удастся. К ней теперь приковано внимание людей по всему свету, — комментирует Маринина. — Это и есть положительный эффект от хайпа.

Пока и в моде, и в народе

Дети перед компьютером

Дети за компьютером.

© pixabay.com

Социолог уверяет, что и «мода на хайп» пройдет, а пока этого не случилось, явление нужно использовать на благо.

— Так или иначе, любое общественное явление постепенно сходит на нет, — говорит эксперт. — Ему на смену приходит что-то другое. Но в любом случае общественный резонанс в том или ином виде всегда будет играть роль. Понятно, что постоянно хайповать нельзя, это приедается аудитории. И бесконечно использовать хайп для решения проблем тоже не нужно: острота уходит и фокус сменяется.

Кандидат психологических наук Алена Волина отмечает, что тем, кто привык испытывать острые эмоции, их градус нужно повышать.

— Хайп как раз и играет на эмоциях человека, вызывая реакцию. Тем, кто постоянно испытывает бурные, яркие эмоции, сложно жить в некотором спокойствии, а «дозу» адреналина нужно повышать, — говорит эксперт. — Поэтому через какое-то время тем же медиа придется задуматься над тем, как удерживать внимание аудитории, развращенной, пресыщенной хайпом. Помните, как еще несколько лет назад «играли» кликбейтные заголовки? А сегодня это уже считается дурным тоном. Так и здесь. Не могу пока сказать, что придет на смену хайпу, но буквально через несколько лет и это явление уступит свое место.

Волина напомнила, что изначально хайп появился как процесс скорее негативный, ведь, как мы помним, «хорошими делами прославиться нельзя».

— Примеров того, как молодежь и подростки пытаются хайповать, зарабатывая себе популярность и лайки в интернете, много, — говорит Волина. — В основном они предпочитали хайпить на унижениях и оскорблениях кого-либо — для них это самый простой способ прославиться. Сейчас в основном, конечно, в крупных городах такой негативный хайп отходит на второй, третий план. Хайп с положительным вектором находится на своем пике.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)