Политика и большие деньги: как Google управляет миром результатами поиска

© pixabay.com

Американскую корпорацию Google уличили в глобальной манипуляции результатами поисковой выдачи. В разных странах мира поисковик показывает разные результаты на одинаковые запросы. Дело в политических и финансовых интересах корпорации.


Разницу в результатах выдачи поисковика Google в разных странах мира наглядно показывает проект Search Atlas («Поисковый атлас»). Его создатели обратили внимание на радикальные отличия результатов поиска, если запрос касается чувствительных тем, политических конфликтов или даже слова «Бог».

Несколько красноречивых примеров приводят портал Gizmodo и журнал Wired.

Запрос по слову «Бог» выдает христианские образы в США и Европе, изображения Будды в Азии и арабское письмо в Персидском заливе и Северной Африке. В Великобритании и Сингапуре запрос «площадь Тяньаньмэнь» выдает фотографии пресловутой резни, а поиск, настроенный на Китай, где Google уже более десяти лет заблокирован, выдает фотографии туристической достопримечательности.

На запрос «Как бороться с изменением климата» немецкие пользователи увидят политические решения, а в островных государствах вроде Маврикии и Филиппин Google покажет устрашающие последствия критического повышения уровня моря.

Еще один яркий пример — запросы о войне в эфиопском регионе Тыграй. Внутри страны результаты запроса приведут на страницы и блоги в Facebook с критикой дипломатического давления Запада ради деэскалации конфликта, а в запросах из Кении или США будут преобладать новости из источников вроде BBC и The New York Times.

Конечный результат — это пристрастный срез реальности, основанный на предположениях Google о мире и продиктованный желанием увеличить прибыли, — цитирует разработчиков Search Atlas портал «ИноСМИ».

По словам создателей проекта, он призван развенчать стойкое представление, что поисковые системы являются нейтральными арбитрами информации:

Любая количественная оценка релевантности обязательно вскроет моральные и политические приоритеты.

Наряду с политическими причинами такой вариативности в алгоритмах поисковой выдачи, эксперты называют также попытки скрыть информацию — и коммерческие интересы Google.

Госдума планирует рассмотреть возможность предоставить юзерам право отключать рекомендательный алгоритм, формирующий их новостную ленту.

Депутат Госдумы Антон Горелкин неоднократно обращал внимание на непрозрачные алгоритмы обработки поисковых запросов на крупных цифровых площадках. Парламентарий убежден, что у пользователя должна быть возможность отключать рекомендательный алгоритм, формирующий его ленту новостей на конкретном ресурсе.

Это стало особенно актуально в свете недавнего открытия, что принадлежащий компании Google видеохостинг YouTube навязывает пользователям контент, нарушающий собственные правила онлайн-площадки. Американские исследователи насчитали в рекомендациях сервиса 71% нежелательного контента.

«Цифровые площадки не раскрывают информацию о том, как работают их рекомендательные сервисы, — поясняет член Общественной палаты Александр Малькевич. — Разумеется, это вызывает беспокойство, поэтому Госдума планирует осенью рассмотреть возможность предоставить пользователям право отключать рекомендательные алгоритмы, которые формируют ленту».

Соцсети давно перестали быть площадками для общения. Сейчас это место. Где можно стать жертвой травли, поддаться на фейки или попасться на уловки мошенников. Проблема недостаточной самостоятельной модерации социальных сетей, распространения фейков и противоправного контента актуальна для всех развитых стран мира. Объемы распространяемого деструктивного контента увеличились настолько, что онлайн-платформы не справляются самостоятельно. При этом, когда взгляды пользователей не совпадают с политическими воззрениями руководства площадок, ограничительные меры (цензура) осуществляются незамедлительно.

По словам эксперта, основанная задача государства заключается в разработке универсальных прозрачных правил контроля размещаемого контента со стороны самих интернет-ресурсов и установлению единых для всех правил и стандартов самопроверки размещаемого контента.

Пользователи должны иметь возможность самостоятельно отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность самого сервиса. Иначе рекомендательные системы получают возможность ограничивать информационное поле пользователя, погружают его в информационный пузырь, что ведет к поляризации общественного мнения, — заключил Малькевич.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)