Конец эпохи – названа дата прекращения производства автомобилей с ДВС

Производство бензиновых и дизельных двигателей прекратят в 2035 году

Производство бензиновых и дизельных двигателей прекратят в 2035 году

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Большинство российских автомобилистов не верят в скорый конец ДВС и, как и 10−20 лет назад, крайне скептически относятся к электромобилям, приписывая им порой уже не существующие недостатки. Тем не менее дата «конца света» для бензинового и дизельного двигателя внутреннего сгорания уже названа — 2035 год. Именно с этого года в Европе будет запрещено продавать автомобили, использующие ископаемое топливо и ввозить их на территорию ЕС.


О запрете продажи таких машин с 2035 года объявила и вышедшая из ЕС Великобритания. Существующий парк автомобилей с ДВС на ископаемом топливе будет докатывать свой срок в условиях постоянно ужесточающихся экологических норм, вроде немецких ограничений зон для определенного экологического класса.

Фактически, если планы властей Евросоюза не будут скорректированы каким-нибудь мораторием, то очень скоро бензиновые и дизельные авто можно будет увидеть лишь в музеях да на слетах коллекционеров, а по дорогам Европы будут бегать электромобили и машины с ДВС на на синтетическом топливе и водороде.

Тем более, что уже к 2025 году в Европе планируют оснастить все основные магистрали зарядными станциями с максимальным расстоянием между ними не более чем в 60 километров и водородными заправками на максимальном расстоянии не более 150 километров друг от друга.

Двигатель

Двигатель

© pexels.com

Европейские планы и российские реалии 

Отмахнуться от этих планов, аргументируя тем, что России они не коснутся, не получится — коснутся и достаточно серьезно. Ведь решение Евросоюза напрямую определит производственную программу и планы по созданию новых моделей, их проектированию, производству запчастей и расходных материалов для вторичного рынка.  Фактически, уже очень скоро может встать вопрос о рентабельности локализованных в России автозаводов. 
Как заявлял в 2019 году изданию «Известия» руководитель «АСМ Холдинга» Александр Ковригин, в прошлом возглавлявший экономическое управление Минавтопром СССР, локализация производства в среднем составляет 40%, если не брать такие марки как Hyundai, АвтоВАЗ и Renault. 

Для иностранных брендов российский рынок хоть и важен, но не критичен. Прежде всего — из-за своего объема, который по разным оценкам составляет 1,5−2 млн автомобилей в год. Другой фактор, отрицательно влияющий на рентабельность — налоговое законодательство.

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов антиавтомобильную политику, которую проводят власти крупных российских мегаполисов, что также не может не влиять на продажи. 

Время на подготовку есть 

У российской экономики есть время подготовиться, считает главный редактор российской версии портала об электромобилях InsideEVs сергей Иванов. 

Большинство европейских автоконцернов делают оговорку, что готовы продлить производство и продажу машин в ДВС на нишевых рынках. Очевидно, имеется ввиду и Россия. Так что без бензиновых машин мы не останемся. Но надо понимать, что в развитие этого производства и в разработку новых бензиновых моделей никто вкладываться не будет. Хотите ездить на старых бензиновых машинах уровня двадцатилетней давности? Пожалуйста!, — сказал господин Иванов «Ридусу» 

По его словам, сейчас насчет очень сложно говорить о том, как повлияют планы ЕС на локализованное в России производство. Однако, оно несомненно будет. 
Речь идет о постепенном переходе на совершенно новые автомобильные платформы, которые требуют не только отказа от ДВС в пользу электромоторов, но и принципиально новых сборочных линий. 

К счастью, время есть, и российские заводы иностранных брендов в любом случае столкнутся с необходимостью замены конвейерных линий по причине их износа. И когда лет через 20 придется их менять, — заменят на линии для электромобилей, – пояснил главред InsideEVs.   

Как считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», у российских автопроизводителей есть больший запас по времени на переход к электромобилям и двигателям на неископаемом топливе 

Россия не может игнорировать климатическую повестку и также борется с вредными выбросами, в том числе от транспорта, поэтому запрет на продажу автомобилей с ДВС может быть введён в стране, но произойдет это позже, — отметил господин Баранов. 

По его словам, до объявленной даты пройдёт еще полтора десятилетия, за которое те отрасли, которых это мера касается, успеют подготовиться и внести необходимые изменения в свою работу. 

Кроме того, запрет продажи автомобилей с ДВС не означает запрета на их производство (для других стран) и эксплуатацию, автоконцерны будут менять модельный ряд постепенно, как и потребители будут постепенно пересаживаться на автомобили с другими двигателями. В-третьих, до 2035 года ещё может многое произойти, и введение такого запрета может быть отодвинуто, — уверен эксперт. 

Что немцу хорошо то русскому смерть?

Аргументы скептиков о том, что электромобиль непригоден для использования в России по причине плохих дорог или климата, наши собеседники отвергли. 

Как отметил Сергей Иванов, по оценке KPMG, Россия отличается от остальной Европы тем, что у нас главной преградой к росту продаж электромобилей является не отсутствие инфраструктуры, а цена новых машин. И эта преграда, по его мнению, будет устранена с появлением доступных электромобилей, или большого предложения на рынке подержанных электрокаров. Кроме того, автоконцерны могут вернуться к схеме крупноузловой сборки, но здесь все будет зависеть от объема российского рынка и предложенных российскими властями условий. 
Дмитрий Баранов в комментарии нашему издании выдвинул и парадоксальное предположение о том, что европейские ограничения могут привести к приходу в Россию новых производств 

Объявление о данном запрете сейчас демонстрирует намерение ЕС в отношении этой продукции, даёт возможность начать соответствующую подготовку, включая внесение изменений в законодательство и налогообложение… Производство автомобилей с ДВС иностранных брендов для России в других странах может быть сохранено, но не исключено, что часть производств могут быть перенесены сюда, — предположил господин Баранов.

Другой и более реальный аргумент против электромобилей — отсутствие инфраструктуры, хотя положение о развитии электромобильности зафиксировано в дорожной карте НТИ Автонет еще в 2020 году в пунктов 7 и 8. «Создание системы мер по стимулированию использования экологически чистого транспорта». 

Посчитать затраты на инфраструктуру очень сложно, так как на Западе они делятся между частными и государственными инвестициями, а в России нет прозрачности в распределении средств. Но в перспективе ближайших десятилетий нужно говорить не просто о постройке зарядных станций, а о перестройке всех национальных энергосистем. Нам понадобятся не столько дополнительные электростанции, сколько тотальная замена всех подстанций, — уверен Сергей Иванов. 
Зарядка электромобиля

Зарядка электромобиля

© pexels.com

Естественный отбор

Модельный ряд современной России удручает тех, кто помнит веселое разнообразие автопарка 90-х и начала 2000-х, когда по дорогам страны колесили экзотические американцы, невиданные японские «праворульки» и импортированные "в серую" модели европейских марок, официально не продававшиеся в РФ.

Решение ЕС может привести к еще большему однообразию. Не считая Tesla, которая не продается в РФ официально, но доминирует в странах, где присутствует, самые серьезные позиции в области электромобильности у трех игроков.

Это группа Фольксваген, у которой уже есть актуальный модельный ряд. Это Renault-Nissan, чьи даже перспективные модели чуть уступают конкурентам по характеристикам, но выигрывают в цене. Плюс у них есть АвтоВАЗ, бросать который они не хотят. И это Hyundai-KIA, которые представили самую продвинутую из перечисленных платформ и также сильны в России — перечисляет Сергей Иванов.

Нефтяникам приготовится 

 Европейские нормы и тренды в области автомобильности отразятся не только на автопроме, но и на доходах от экспорта нефти.  Уже после 2030 года снижение потребления нефтепродуктов по оценкам международных нефтяных компаний, таких как Total и Shell, станет ощутимым. Эта тенденция будет усиливаться задолго до указанного срока.

Запрет на продажу новых машин с ДВС не означает немедленный запрет на эксплуатацию старых. Но году к 2050 нам бы хорошо найти новый источник заработка, — считает господин Иванов.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)