Какая национальная идея необходима Беларуси и при чем здесь Россия

Лев Криштапович.

Лев Криштапович.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

В течение всего постсоветского времени белорусскому обществу навязывается польско-шляхетский взгляд на белорусскую историю, в соответствии с которым исторический путь Белоруссии никак не вписывается в логику развития Русской цивилизации, Русского мира.

Официальная историческая наука в Республике Беларусь в своей трактовке белорусской истории исходит из политического перенесения нынешней Конституции страны на историю белорусского народа. Логика здесь школьническая: поскольку Белоруссия является независимым государством, у нее должна быть независимая история. Не зависимая от кого? Разумеется, от общерусской истории, от общерусского мира. Подход ребяческий, но если ему следовать, то фальсификация белорусской истории становится неизбежной.

Но если официальная историография в своих писаниях пытается сохранить видимость научного приличия и объективности, то так называемые «белорусизаторские» историки на страницах своей «неизвестной истории» упражняются в откровенной русофобии. Эта категория псевдоисториков преподносит Великое княжество Литовское и Речь Посполитую в качестве белорусских феноменов и белорусской демократии. Вся эта весьма далекая от исторической науки графомания преследует одну-единственную цель — навязать белорусскому обществу мнение, что исторически Белоруссия развивалась вне общерусской истории. И здесь цели официальной историографии и «белорусизаторских» фальсификаторов полностью смыкаются.


Могилёв. Гравюра XVIII века

Могилёв. Гравюра XVIII века.

© Общественное достояние

Историю белорусского народа можно понять, когда она будет рассмотрена в контексте более широкого сообщества. Что Белоруссия цивилизационно, ментально не входила в ареал «западного мира» — это прописная истина. Белоруссия входила и входит в более широкое сообщество, которое мы имеем все основания обозначить понятием Русская цивилизация, Русский мир. Реальное пространственное и временное поле, на котором протекала жизнь белоруса, всегда было общерусским. «Белорусы во многом больше русские, чем великороссы. Можно сказать, что суть „белорусскости“ — это общерусский патриотизм. Беларусь на сегодня — это освобожденная территория исторической России» [1, c. 7—8]. Вот почему никто не сомневается, что наряду с западным миром существует отличный от него Русский мир.

Но что такое Русский мир?

Русский мир — это цивилизационное, психологическое, историческое, культурное, языковое единение людей, этносов, наций, которые признают Русскую цивилизацию своей цивилизацией, а русский язык своим родным языком независимо от их этнического, расового, религиозного происхождения. Отрицать принадлежность Белоруссии к Русскому миру — значит отрицать саму белорусскую историю.

Фундаментальное влияние Русской цивилизации на формирование белорусского национального характера — документально-источниковедческий факт и философско-историческая истина. Очевиден тот бесспорный факт, что вся деятельность знаменитых западнорусских (белорусских) книгопечатников, писателей, ученых (братья Мамоничи, Лаврентий Зизаний, Cтефан Зизаний, Мелетий Смотрицкий, Андрей Мужиловский, Христофор Филалет, Афанасий Филиппович, Симеон Полоцкий, Георгий Конисский) проходила в борьбе против польско-иезуитской агрессии, против унии, против западной экспансии. Об этом красноречиво писал в 1908 году выдающийся белорусский этнограф Евдоким Романович Романов, отмечая, что белорусский народ вынес на своих плечах многовековой католическо-польский гнет, значительно более тяжелый, чем татарское иго, отстоял свою веру и народность, остановив тем самым колонизацию русских земель с запада [2, c. 206, 218].

Следует отметить, что ни в одной из стран Европы, в том числе и в России, закон не разрешал феодалу приговаривать своих крепостных крестьян к смертной казни. И только в Речи Посполитой постановлением сейма 1573 года польско-литовским помещикам позволялось наказывать своих крепостных «водлуг поразумення свайго», то есть в соответствии со своим разумом и желанием. Это право было юридически закреплено и в Статуте Великого княжества Литовского 1588 года («Будет вольно теперь каждому пану подданного своего подлуг поразумения своего скарать»). Польский гуманист XVI века Анджей Моджевский писал: «Ни один тиран не имеет большей силы над жизнью и смертью простых людей, чем та сила, какую дают шляхтичам законы. Шляхтичи бесчинствуют, убивают горожан и крестьян, относятся до них, как до собак» [3, c. 50]. Выдающийся белорусский историк XIX века Михаил Коялович отмечал, что в Речи Посполитой «жизнь хлопа оценилась в 3 р. 25 коп. Можно было убить хлопа и заплатить 3 р. 25 к., больше ничего, то есть жизнь хлопа ценилась так низко, как нигде не ценится жизнь негра, обращенного в рабочий скот, — так низко, что собака часто стоила дороже» [4, c. 37].

Статут Великого княжества Литовского 1588 года

Статут Великого княжества Литовского 1588 года.

© litvin.org

Белорусский исследователь второй половины XIX века Иван Еремич, приводя отрывки из белорусских народных песен времен польско-шляхетского господства, отмечал, что их «надо писать бы слезами или кровью», эти песни «сжимают сердце и гнетут душу» [5, c. 44]. И очевиден тот бесспорный факт, что только воссоединение Белоруссии с Россией в конце XVIII века вывело белорусский народ на прогрессивный путь исторического развития.

Вот почему следует понять, что никакого белорусского национализма в Белоруссии не существует. Мы привыкли употреблять привычные понятия, зачастую не понимая, что эти понятия используются совершенно в противоположном смысле. На самом деле под видом белорусского национализма, или так называемого литвинизма, скрывается польско-шляхетская идеология, цель которой — превратить Белоруссию в анти-Россию.

Современные фальсификаторы белорусской истории, реанимируя комплекс антирусских взглядов польско-шляхетских идеологов на протяжении ХVIII—ХХ веков, тем самым идут вразрез с белорусской ментальностью и белорусской историей.

Этой цели была предназначена и программа «Восточное партнерство». Смысл программы «Восточное партнерство» заключался в том, чтобы Белоруссия и другие постсоветские члены этого проекта ориентировались на так называемые европейские ценности и, следовательно, на отказ от своей идентичности, от своей отечественной истории и замену ее историей, так сказать, евронатовской. Применительно к Белоруссии и Украине — на отказ от своей общерусской истории и замену ее историей польско-шляхетской.

Саммит Восточного партнерства в Риге в 2015 году

Саммит «Восточного партнерства» в Риге в 2015 году.

© eu2015.lv

Цель нынешнего «Восточного партнерства» остается такой же, как и во времена иностранной интервенции против Советской России — «крестовый поход» на Москву. Под прикрытием лицемерного словоблудия о демократии, европейской безопасности, экзистенциальных европейских ценностях западная военщина и олигархия стремятся осуществить нашествие на Россию в своих геополитических интересах, ничего общего не имеющих с интересами белорусского народа.

Не следует забывать, что Польша рассматривает «Восточное партнерство» в тесной увязке с вопросами так называемого «нарушения прав поляков» в Беларуси и взаимным продвижением интересов польской стороны и прозападных партий в нашей республике. Под эту стратегию в Польше уже подведена законодательная база.

23 сентября 2009 года польский сейм принял резолюцию об оккупации части территории Польши Красной армией во время ее освободительного похода в Западную Белоруссию и Западную Украину 17 сентября 1939 года. Так что своим участием в «Восточном партнерстве» мы объективно признавали право польского правительства рассматривать Западную Белоруссию в качестве оккупированной в 1939 году польской территории. Затягивая нас в свое «Восточное партнерство», Польша таким образом набрасывала петлю на шею белорусской государственности. И никакое переформатирование «Восточного партнерства» с антироссийской политики к более тесному конкретному сотрудничеству, основанному на решении экономических проблем, не устранит угрозы превращения Белоруссии в польско-шляхетский проект «Анти-Россия».

«Восточное партнерство» — это своеобразный троянский конь, который был сконструирован в польско-шовинистических кругах, чтобы затащить его в Белоруссию и взломать цивилизационную основу белорусского общества и государственности. Благо что наконец-то белорусские власти поняли и хотя бы приостановили членство нашей республики в этом антибелорусском проекте.

Сейм Польши

Сейм Польши.

© Krzysztof Białoskórski, Sejm RP

Недопустимо историю белорусского народа уподоблять библейской истории и искать какую-то обетованную землю за пределами своей Русской цивилизации. Не надо идти ни на Запад, ни на Восток, надо уметь обустраивать собственную землю, надо исходить не из химерических европейских ценностей, а из собственных национальных интересов и уметь продвигать эти интересы на международной арене. Тогда будет понятно, что Русский союз — это и есть наш национальный путь развития, наша национальная идея. Тогда сами собой отпадут ученические представления о «европеизации» наших народов, о «евроинтеграции» и тому подобных химерах.

Сегодня в реальной государственной политике на первый план выходит укрепление фундаментальных основ своей Русской цивилизации, своего Русского мира.

«Таким образом, абсолютно бесспорным является положение о том, что белорусский народ с самого начала своей истории формировался как органическая часть славяно-православной, или, иначе, славяно-русской цивилизационной общности. Беларусь, безусловно, принадлежит к славяно-православной цивилизации» [6, c. 25].

Все усилия ученых и политиков в конечном итоге будут бесплодны и бессмысленны до тех пор, пока из их поля зрения выпадают фундаментальные вопросы цивилизационной самоидентификации нашего народа. «Веками родство русских, украинцев и белорусов почиталось святыней. В его основе лежали общность происхождения, близость языков, места проживания, характера и исторических судеб» [7, c. 23].

Флаги России, Белоруссии и Украины

Флаги России, Белоруссии и Украины.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Белорус, как и великоросс, и украинец, по своей теоретической и практической жизни является русским человеком, а Белоруссия, как Россия и Украина, составляет часть единой общерусской цивилизации. «Белорус, великоросс и украинец по своему миросозерцанию, практической жизни и культуре относится к особому культурно-историческому типу — славянской православной цивилизации». [8, c. 403].

Поэтому абсолютно прав президент России Владимир Путин, который во время прямой линии со страной, характеризуя отношения между русскими и украинцами, отмечал, что «мы единое целое». Это в полной мере относится и к характеристике отношений между великороссами и белорусами. Эта общеисторическая истина была акцентирована Владимиром Путиным в его статье «Об историческом единстве русских и украинцев», в которой он отметил, что «и русские, и украинцы, и белорусы являются наследниками Древней Руси. Вместе мы всегда были и будем многократно сильнее и успешнее. Ведь мы — один народ». Абсолютная истина.

Великороссы и белорусы составляют единое целое, единый русский народ, потому что белорусы — это русские люди. И самой исторической судьбой Белоруссии предопределено быть вместе с Россией.

Именно поэтому белорусско-российская гражданская инициатива «Союз» теперь преобразована в международную гражданскую инициативу «Русский Союз», целью которой является развитие интеграционных процессов на всем пространстве Русской цивилизации, Русского мира.

Литература

  1. Лебедев С. В., Стельмашук Г. В. «Белорусский феномен». — СПб., 2006.
  2. «Беларусы»: У 8 т. Т. 3: «Гiсторыя этналагiчнага вывучэння» / В. К. Бандарчык. — Мiнск, 1999.
  3. Абецадарскi Л. С. «У святле неабвержаных фактау». — Мiнск, 1969.
  4. Коялович М. О. «Шаги к обретению России». — Минск, 2011.
  5. Еремич Иван. «Очерки Белорусского Полесья» // Вестник Западной России / Иван Еремич. — Вильна, 1867. — Кн. 9.
  6. Мельник В. А. «Цивилизационные основания идеологии белорусского государства». — Минск, 2005.
  7. Молчанов А. И. «Россия, Украина и Беларусь от Никиты Хрущева до „Беловежской пущи“». — СПб., 2006. — Т. 1.
  8. Молчанов А. И. «Россия, Украина и Беларусь от Никиты Хрущева до „Беловежской пущи“». — СПб., 2006. — Т. 3.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)