Сквозь тернии в небо: какой самолет заменит устаревший Ан-26

© Коллаж Ridus.ru

Катастрофа самолёта Ан-26 на Камчатке заставила вновь заговорить о перспективах российской гражданской авиации. Экспертам, которые разбираются в причинах трагедии, ещё предстоит сказать последнее слово.

Но уже отчётливо прозвучал вопрос: почему на наших воздушных линиях трудится машина, созданная более полувека назад? Между тем у «ветерана» есть «наследник», правда, его путь в небо растянулся на десятилетия. Об этом «Ридус» и расскажет.


Советская классика

Сразу оговоримся, что попытки обвинить в произошедшей трагедии саму по себе модель самолёта вряд ли объективны. Ан-26 — безусловно, одно из самых удачных произведений советского авиапрома. Разработанный киевским КБ Антонова в 1964 году и совершивший первый полёт в 1969-м, он прочно занял своё место в отечественном и международном авиапарках.

Поисково-спасательные работы на месте крушения Ан-26 на Камчатке

Поисково-спасательные работы на месте крушения Ан-26 на Камчатке.

© mchs.gov.ru

С начала 1970-х по конец 1980-х было выпущено около 1,4 тысячи машин более чем 20 модификаций. До сих пор в мире — в основном в странах бывшего соцлагеря — используются больше трёх сотен таких самолётов, из них не меньше половины — в России.

Разумеется, 40-50-летний возраст наводит на грустные мысли, но при регулярном ремонте и правильном обслуживании активную жизнь машины можно растянуть надолго.

За более чем полувековой период эксплуатации Ан-26 потерпели множество аварий, но связано это, прежде всего, с широким распространением этого самолёта. Каждый раз, комментируя очередное происшествие, эксперты подтверждают: машина надёжна.

Тем не менее уже в 80-е стало понятно, что Ан-26, так же как и Ан-24, модификацией которого он является, морально устаревает. КБ Ильюшина разработало турбовинтовой Ил-114, который должен был заменить Ан-24 на ближних магистралях. Производство нового самолёта предполагалось наладить на Ташкентском авиазаводе, но распад Советского Союза разрушил эти планы.

Ан-26 ВВС России

Ан-26 ВВС России.

© wikipedia.org / Игорь Двуреков / russianplanes. net

Ан-26 продолжил активно работать, в том числе в качестве основного лёгкого транспортного самолёта российских вооружённых сил. В начале 2000-х Министерство обороны провело конкурс на разработку нового самолёта-«рабочей лошадки». Победил ещё один проект «Ильюшина» — Ил-112В. Опытный образец должно было выпустить Воронежское акционерное самолётостроительное общество, но заказчик свернул финансирование.

К идее вернулись только в 2013 году, после того как военное ведомство возглавил Сергей Шойгу. Вопрос по-прежнему стоял ребром: новая машина нужна была не только для армии — требовалось заменить Ан-26 на северных перевозках.

В войска и на север

Но проект продолжали преследовать неудачи. В апреле 2019 года машина была готова, но первый полёт обнаружил перегруз в три тонны и проблемы с центровкой — слишком тяжёлый хвост.

В этом не было вины воронежского завода: ответственность за недостатки лежала на разработчике — Авиационном комплексе им. С. В. Ильюшина. Поговаривали, что не слишком удачные испытания стоили кресла его руководителю Алексею Рогозину.

На доработку машины потребовалось два года. Первоначально планировалось, что второй полёт состоится в апреле 2020-го, но его перенесли, сославшись на пандемию COVID-19. В итоге вновь самолёт взлетел только 30 марта 2021 года — на этот раз испытания были признаны удачными.

Второй полет Ил-112В в марте 2021 года

Второй полет Ил-112В в марте 2021 года.

© Пресс-служба ОАК/ТАСС

В Объединённой авиастроительной корпорации объявили о планах серийного выпуска до 12 машин в год. Новый самолёт — законнорожденное детище российского авиапрома: двигатели выпущены Объединённой двигателестроительной корпорацией, шасси, гидравлику и систему электроснабжения разработал холдинг «Технодинамика», автопилот — концерн «Радиоэлектронные технологии».

Максимальная грузоподъёмность самолёта — пять тонн. В войсках он будет перевозить личный состав, вооружение и лёгкую боевую технику.

Пока об использовании Ил-112В для гражданских перевозок речи не идёт, но он вполне приспособлен к тяжёлым северным условиям — может использовать необорудованные аэродромы и грунтовые взлётно-посадочные полосы. Крейсерская скорость — 470 километров в час, дальность полёта с максимальной нагрузкой — 1200 километров.

Смогут ли новые самолёты занять место выбывающих из строя советских «ветеранов», зависит от масштаба заказов и сохранившихся возможностей отечественной промышленности.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)