Конец дешевой газировке: правительство взялось за сладкие напитки

Газировка.

Газировка.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Российское правительство задумало обложить акцизами сладкие безалкогольные напитки. По данным «Ведомостей», рассматриваются два варианта установления ставки — в зависимости от стоимости напитка или в зависимости от содержания в нем сахара.

Близкие к правительству источники издания расходятся в показаниях относительно цели этой инициативы. Один уверяет, что таким образом власти заботятся о здоровье граждан. Другой назвал главной задачей пополнение казны. Ожидается, что новый «сладкий» налог будет ежегодно приносить в бюджет от 10 до 20 миллиардов рублей. Де-факто его заплатят потребители: соки и газировка неминуемо подорожают.


Приготовиться к росту

© pexels.com

Предложение о введении акциза на сладкую газировку с удивительным постоянством возвращается к обсуждению раз в несколько лет. В прошлый раз в 2018 году в правительстве обсуждался размер акциза в 20%, напомнил «Ридусу» главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Доходы бюджета в этом случае оценивались в 28 миллиардов рублей в год. Но тогда идея не была реализована, в основном из-за опасений удара по бизнесу и потребителям вследствие неминуемого повышения цен.

Нынешний возврат к данному предложению, очевидно, продиктован падением доходов бюджета, предполагает эксперт. Поскольку теперь планируемый ежегодный сбор акциза в два раза меньше, чем оценки 2018 года, можно предположить, что и ставка акциза будет скромнее — около 10-15% (с учётом инфляции и при приблизительно прежних объёмах потребления).

Таким образом, речь сейчас может идти о подорожании напитков примерно на 10-15%, — уточняет аналитик.

С тем, что стоимость сладких напитков вырастет прямо пропорционально ставке акциза, согласен и директор информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. И он уверен, что подорожание неизбежно — ни торговые сети, ни производители ничего не смогут с этим сделать. При этом потребность бюджета в таких «крохах» при нынешних ценах на нефть (и тенденции к их дальнейшему повышению) аналитику кажется весьма сомнительной. А если добавить сюда декларированную правительством борьбу с инфляцией, инициатива и вовсе выглядит неуместной, несвоевременной и просто странной.

Зачем вы у детей отбираете радость?

© pexels.com

Основными потребителями сладких напитков являются дети, указывает Александр Разуваев. «Может быть, не будем залезать в кошелек к родителям? Они не всегда богатые. Зачем так поступать? Пускай дети порадуются», — призывает он.

По словам эксперта, подобные инициативы еще можно было бы понять, когда бюджет действительно трещит по швам, большой дефицит и так далее. Но не сейчас.

Я, конечно, понимаю, что интерес казны превыше всего. Но при нефти в 75 долларов за баррель вводить какие-то еще налоги, мне кажется, совсем неправильно. Бюджету лишние деньги сейчас точно не нужны, там уже все нормально. И что они там соберут-то? И вообще, обирать детей — это плохо, — иронизирует аналитик.

Кроме того, подобная мера приведет к возникновению нелегального рынка сладких напитков, появлению контрафакта, особенно в провинции, предупреждает он. Кстати, аналогичный аргумент приводят и в Минсельхозе, который тоже идею не поддержал. Ведомство также опасается снижения производства и потребления напитков и, как следствие, сокращения числа производителей.

Оцениваем перспективы

© pexels.com

Примечательно, что акциз неизменно рассматривается именно на сахаросодержащие напитки, отмечает Марк Гойхман. Вероятно, именно потому, что такую инициативу можно обосновать заботой о здоровье населения. Но предпринимаемые в других странах подобные попытки практически не дают эффекта, огорчает эксперт.

Есть опасения, что по аналогии с зарубежной практикой в России удорожание напитков приведёт к снижению производства, стимулированию инфляции, росту издержек на администрирование акциза со стороны государства и к иным негативным последствиям. Потребление же сахара от такого нововведения не слишком снизится. На напитки приходится менее 2% его использования в России, по данным «Союзнапитков», — говорит он.

По мнению аналитика, перспективы принятия данного решения достаточно туманны, поскольку минусов в нём едва ли не больше, чем плюсов, причём для различных сторон. Александр Разуваев настроен более скептически и считает вероятность введения такого акциза достаточно высокой, с учетом общего тренда на ужесточение налоговой нагрузки в России. Уже к осени (к началу работы нового созыва Госдумы) власти могут принять соответствующее решение, а собственно акциз введут традиционно с 1 января, допускает он.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)