Как сегодня погрузиться в мир железных дорог прошлых веков

Железные дороги © Георгий Красников

Уже года два как всё не доберусь до этой темы, хотя очень давно уже хочу с вами поделиться. Но пора уже, наконец, старые долги закрывать, поэтому начинаем серию постов про шри-ланкийские железные дороги!

Шри-Ланкийские поезда — самый комфортный и интересный способ перемещения по стране. Путешествия по железной дороге на Цейлоне — это своеобразный возврат в прошлое: исторические вокзалы с элементами декора начала 20 века, семафор и ручные стрелки, аутентичные вывески и деревянные расписания. 

Всё это среди буйной тропической природы создаёт неповторимую атмосферу колониальной эпохи.


Поезда довезут вас в большинство городов Шри-Ланки. Многие из них довольно старые, однако ехать на них все равно комфортнее, чем на автобусах. Поездов в каждом направлении достаточно много: 4−5 в день или больше. Поезда периодически опаздывают, но редко больше чем на 1−1,5 часа.

Железные дороги на Шри-Ланке достались в наследство стране от британцев. Первый поезд по острову прошёл в 1864 году. Жители Туманного Альбиона застраивали колонию стальными магистралями преимущественно для вывоза чая и кофе с плантаций. За колониальную эпоху железные дороги соединили все основные города и посёлки Цейлона.

С момента обретения страной независимости ни одной новой линии на Шри-Ланке построено не было, но все существующие поддерживаются до сих пор в рабочем состоянии, и ни одной действующей линии закрыто также не было.

Вокзалы и станции — уже сами по себе памятники истории и архитектуры. Здесь ещё висят деревянные часы и расписания, как и 60−70 лет назад.

Вся железнодорожная сеть Шри-Ланки — неэлектрифицированная. Тем не менее, состояние путей довольно хорошее и поезда следуют довольно быстро — от 40 до 60−70 км/ч.

Ширина колеи — индийская, 1676 мм.

Поезда почти всегда едут с открытыми дверями, и сами шри-ланкийцы во время движения, часто стоят у самого выхода, или сидят на ступеньках, обдуваясь встречным ветром.

И это несмотря на высокие скорости — 40−60 км/ч. К сожалению, иногда случаются трагедии, в том числе с иностранцами.

Даже в первом классе может быть спокойно открыта дверь при скорости 60−70 км/ч. Потому что можно!

Пользуются поездами совершенно разные категории шри-ланкийцев.

Несмотря на ветхость и не самый высокий комфорт, железная дорога заметно выигрывает у автотранспорта.

С 80-х по нулевые в Шри-Ланке шла гражданская война, в ходе которой правительство не контролировало север полуострова. Поезда туда не ходили. В 2009 война закончилась и регион Джафны вернулся под контроль правительства. Совсем недавно была восстановлена железная дорога в саму Джафну и даже дальше — до станции Канкесантурай. Это единственное место на острове, где железная дорога выглядет свежо и современно.

На основных ветках движение довольно оживлённое. В окрестностях Коломбо поезда снуют каждые 15−20 минут.

На линиях в Галле/Матаре и Канди — каждые 30−40 минут. Даже на самых глухих линиях будет по 2−3 рейса в день.

Специфика острова обязывает к соответствующим предупреждающим знакам.

Вагоны и локомотивы на Шри-Ланке — не то что ретро, но уже близки к тому.

Большая часть пассажирских вагонов — китайского и румынского производства.

Исключение — купленные у Китая составы для недавно восстановленной после гражданской войны линии «Коломбо -Джафна» и составы, ходящие по горной линии «Канди — Бадулла»

Тепловозы в Шри-Ланке сохранились из разных эпох: британские, немецкие, индийские, китайские и северо-корейские, большая их часть — также весьма старая: 60−70-е годы.

Вот эти дизельно-гидравлические старички немецкого производства трудятся с 1968 года.

Они интересны как снаружи, так и изнутри.

Ещё чуть-чуть — и можно в музей!

«Главная линия» (Main Line) — первая железная дорога Шри-Ланки, соединявшая Коломбо с чайными плантациями в горах. По ней сейчас ходит специальный туристический экспресс с паровозом или обзорным окном.

Обычные поезда тут тоже

Кстати, интересное явление — вагон дизель-генератор, подцепляемый в конец состава. Служит не сколько в помощь тепловозу, сколько для питания электричеством вагонов.

Особо примечательны многочисленные колониальные вокзалы, сохранившиеся с первой половины XX века как внутри, так и снаружи практически в оригинальном виде без каких-либо реконструкций.

Экскурсии по ним не проводят, а по мне так стоит! Шикарное наследие эпохи.

И без того колоритные станции часто утопают в буйстве зелени, как природной, так и декоративной. На многих платформах специально высаживают цветочки и разные растения.

Есть и небольшое грузовое движение на острове.

Грузовые поезда немногочисленные и довольно короткие. Но, тем не менее, иногда их можно увидеть. Возят на них лес, дизель и прочие материалы.

Это был вводный обзорный пост про цейлонские железные дороги. Далее, поговорим подробно про интересные маршруты, уникальные особенности и прочее.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)