+2
Сохранить Сохранено 7
×

Россия может обзавестись детским «цифровым концлагерем»


Россия может обзавестись детским «цифровым концлагерем»

Дети. © Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Российское Министерство просвещения хочет провести эксперимент с созданием «цифрового профиля учащихся», который по сути будет представлять из себя масштабное цифровое досье, сопровождающее ребенка с детского сада, сообщило издание «Коммерсантъ».

Судя по описанию проекта, он представляет собой вторую попытку чиновников пропихнуть закон о «Контингенте» — государственной информационной системе, где должны быть собраны не только сведения о достижениях, но и обо всех особенностях учащихся, в том числе информация о состоянии здоровья.

В эту государственную базу без ведома родителей должны были вноситься общие сведения, данные об этапах обучения, о достижениях и «иная информация», включая данные о документах, адресах, сведения о родителях и прочая информация, привязанная к СНИЛС. Тогда законопроект подвергся критике, и в итоге на него было наложено президентское вето.

Согласия никто не спросит

© pexels.com

Как указывается в публикации «Коммерсанта», концепция предполагает, что цифровой профиль будет обязательным и появится при первом обращении за образовательной услугой, например при зачислении в детский сад или в первый класс. Все достижения учащегося будут зафиксированы в цифровом портфолио, следует из документа.

Депутат от ЛДПР Сергей Иванов в разговоре с «Ридусом» назвал идею создания подобного досье противоречащей положениям Конституции: ведь, по сути, отказаться от согласия на обработку персональных данных и получить услугу у нас уже сейчас практически нереально.

У нас на Конституцию давно все наплевали. Но всякий народ достоин своего правительства. Никто не выходит и не протестует. Значит, «мы (чиновники. — Прим. „Ридуса“) будем делать что хотим», — описал ситуацию с появлением концепции депутат от ЛДПР.


По словам депутата — педагога по образованию, практический смысл в подобных программах весьма сомнителен, а их польза непонятна.

Любой преподаватель скажет вам, что ученика надо чувствовать. Ты можешь прочесть полное досье, но без личного общения с учеником у тебя ничего не получится. И я не понимаю, как это поможет преподавателю в образовательном процессе?

Жизнь за стеклом

© pexels.com

Как отметил в комментарии «Коммерсанту» преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов, разрабатываемая Минпросвещения система будет содержать «фантастическое количество данных» о детях, об их успеваемости и посещаемости. И это представляет большую опасность

Все они в случае утечки могут использоваться для обмана детей, в том числе социального инжиниринга, — говорит Олег Блинов.

Еще резче в комментарии «Ридусу» высказался об идее и ее потенциальных опасностях заведующий кафедрой информационной безопасности НИУ ВШЭ академик Академии криптографии РФ Александр Баранов.

Это глупость, при которой человека начинают полностью профилировать от рождения до смерти. Она означает полную потерю частной жизни. Вы становитесь «стеклянным и прозрачным», — заявил собеседник «Ридуса».

В отличие от того, что декларируют авторы идей цифровизации, подобные практики, по мнению господина Баранова, делают жизнь крайне некомфортной: с младых ногтей человека приучают постоянно оглядываться и опасаться, что какой-то поступок детских лет будет превратно истолкован и использован во вред, превратившись в клеймо.

Девочку в детсаду обижал? Лопаткой по песочку стучал? Значит, получи клеймо «агрессивный». Мне лично глубоко антипатичны подобные идеи. Если посмотреть на крупных ученых, то очевидно, что большинство из них в детстве были очень некомфортными и неординарными, и относились к ним как к «гадким утятам». И это относится, например, к таким выдающимся людям, как Эйнштейн.
В моей практике было полно людей, бывших отличниками с красными дипломами и золотыми медалями, а потом на работе они были ни к чему не пригодны, — указывает господин Баранов.

Аналогичной точки зрения придерживается депутат от КПРФ Олег Смолин. Он оговорился, что пока у него нет подробной информации об этом проекте, но напомнил, что в свое время Минпросвет предлагал принять закон о «Контингенте», где должны были собираться не только достижения, но и все особенности учащихся, в том числе информация о состоянии здоровья. По словам депутата Смолина, если информация в новом проекте Минпросвета будет собираться для альтернативы ЕГЭ, это заслуживает обсуждения, но и тут есть подводные камни в виде индивидуальных особенностей.

Бывают дети, которые всю жизнь отличники и активисты, а бывают те, кто берется за ум только в старших классах. И лишать их возможностей на основании того, что их портфолио меньше, будет неправильно, — указал депутат Смолин.

По его словам, существует и опасность того, что на основании портфолио детей будут делить на более или менее способных и это отрицательно скажется на шансах ребенка на успех в жизни.

О безопасности данных можно забыть

© pexels.com

Александру Баранову в затее Минпросвещения видится попытка «состряпать» на каждого человека его полную цифровую историю, чтобы потом использовать ее в маркетинговых целях. А если говорить об информационной безопасности, то, по мнению эксперта, это крайне опасная затея ввиду того, что будет собираться крайне чувствительная информация, что требует высокой степени защищенности ресурсов. По мнению господина Баранова, Минпросвещения не сможет обеспечить, чтобы каждая школа или дошкольное учреждение частного порядка осуществляло меры по информбезопасности и никому ничего не передавало. Другим немаловажным, по его мнению, моментом является то, что вся история с созданием цифрового досье на ребенка сильно попахивает нарушением закона о персональных данных.

Там будут и данные по болезням, и данные по различным склонностям ребенка — это чувствительнейшая персональная информация, у которой должна быть наивысшая категория защиты. А обеспечить ее в условиях детсада, школы, какого-нибудь кружка или спортсекции невозможно, потому как данные собираются в детском саду, там они и остаются. Затем их перепродают. Контроль за такими утечками организовать крайне сложно, поскольку мест этих, где синтезируется информация, очень много. Установить системы защиты информации, которые будут эффективно контролировать, крайне трудно: мало повесить замок — нужно, чтобы ключ к нему не был у всех направо и налево, — отмечает Баранов.

По мнению господина Баранова, опасность, помимо утечек, кроется и в том, что запись в цифровом досье впоследствии может быть превратно истолкована, а то и вовсе окажется результатом неприязненного отношения к ребенку педагога или психолога.

Это так называемая «смысловая информационная безопасность», когда искажение смысла превращается в клеймо на всю жизнь, — поясняет Александр Баранов.

Отвечая на вопрос о возможных побудительных мотивах чиновников к созданию таких проектов, наш собеседник предположил, что здесь можно говорить о попытке путем социального инжиниринга решить проблему с уровнем развития производительных сил.

Мне кажется, что эти люди искренне верят, что цифровизация может изменить производительные силы, существенно и резко ускорить столь недостающий нам прогресс в области производительности труда. Но это не так. Некоторый эффект она дает, но совсем не тот, который нужен. Для того чтобы ускориться, нужны фундаментальные изменения, а не косметические, подобные цифровизации. Это попытка решить сложную проблему легким способом. А это невозможно, — считает преподаватель ВШЭ.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)