В РПЦ ответили на жалобы из-за служб в древнейшем храме Карачаево-Черкесии

Шоанинский храм в Карачаево-Черкесии, конец X века. © wikipedia.org

В Русской православной Церкви ответили на жалобы и обвинения в разжигании межнациональной розни, которые прозвучали в адрес архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта (Курьянова) от мусульманской общественной организации «Конгресс карачаевского народа» (ККН).

Активисты ККН опубликовали на своем сайте обращение к патриарху Кириллу и в Генпрокуратуру с просьбой перевести архиепископа Феофилакта с Пятигорской и Черкесской кафедры в Магадан за то, что он проводит православные богослужения в древних храмах исторической Аланской епархии. Она была основана византийскими миссионерами в начале X века, еще до крещения Руси. Наиболее значимым из них является Шоанинский храм постройки конца X века, признанный в современной России памятником архитектуры федерального значения.


По мнению мусульманских активистов, проведение богослужений пагубно сказывается на состоянии Шоанинского и других древних храмов, а православные священники якобы не вправе проводить там богослужения, поскольку эти храмы были построены до разделения Католической и Православной церквей в XI веке. Отдельно местных жителей, утверждают в ККН, возмущает отождествление архиепископом Феофилактом героя дохристианских языческих верований богатыря Уастырджи со святым Георгием Победоносцем.

Как сообщил «Ридусу» пресс-секретарь Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил Самохин, «Конгресс карачаевского народа» не связывался с епархией для обсуждения каких-либо вопросов, однако деятельность ККН епархиальному управлению хорошо известна, поскольку претензии к православным верующим Карачаево-Черкесии организация высказывает не впервые.

Обвинения в адрес архиепископа Пятигорского от ККН не имеют под собой никаких оснований, подчеркнул отец Михаил. «Древние храмы датируются серединой и второй половиной Х века, когда миссия из Византии прибыла на территорию современной Карачаево-Черкесии. Ни о каких доправославных и дохристианских храмах в данном случае речь не идет», — пояснил священнослужитель.

Богослужения в древних храмах, расположенных на территории современной Карачаево-Черкесии, совершаются с 1989 года в соответствии с действующим законодательством и с разрешения ответственных представителей местной власти, а претензий от них епархия не получала, отметил протоиерей Михаил Самохин.

«Храмы, несомненно, являются достоянием мирового христианства и святыней для всех верующих. Они привлекают множество туристов, большая часть которых является паломниками. Приезд гостей важен для экономики окрестных сел и республики в целом. Верующих не меньше, чем представителей ККН, волнует состояние храмов и их реставрация. Также православных христиан беспокоит возможность паломничества и молитвенного поклонения. Святыни мирового уровня не могут быть приватизированы», — заключил представитель Пятигорской епархии.

Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора исламовед Роман Силантьев назвал организаторов нападок на архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта карачаевскими националистами и указал на политическую составляющую религиозно окрашенных разногласий между местными жителями.

«Это провоцируют местные националисты карачаевские, враждебные действующей власти. На данном этапе они пытаются не допустить переизбрания Рашида Темрезова главой Карачаево-Черкесии. Дело в том, что у нас региональные власти несут ответственность за разного рода межнациональные и межрелигиозные конфликты, поэтому подобным образом националисты хотят подорвать его позиции, хотя сама история задолго до Темрезова возникла», — рассказал «Ридусу» Силантьев.

Эксперт отметил, что проведение богослужений в Шоанинском храме — это проявление вялотекущего конфликта, который длится уже около 30 лет и поддерживается «местными фриками» из числа агрессивно настроенных «карачаевских нациков», которые ведут себя враждебно по отношению не только к русским и православным, но и черкесам, подпитывая своих сторонников идеями мести за сталинскую депортацию в 1943 году и другие исторические обиды.

«Тут играет роль и то, что карачаевцев и балкарцев депортировали, а кабардинцев и черкесов не депортировали. Естественно, сохранились исторические обиды: мол, одни немцам помогали и потому плохие, а другие не помогали и хорошие. Это большой клубок межнациональных противоречий. Плюс там территориальные споры и квота во власти. Примечательно, что это выступление против Темрезова поддержали медиаресурсы северокавказских ваххабитов, которые сейчас переехали в Турцию, например бывший муфтий Северной Осетии Сергей Евтеев. Что касается Кады Хаджи Халкечева, то это откровенный фрик, который пытается таким образом к себе внимание привлечь», — добавил религиовед.

По мнению Романа Силантьева, деятельность ККН «может кончиться уголовными делами в отношении автора заявления, поскольку это 148-я статья УК РФ („Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий“), препятствование отправлению религиозных обрядов и прямые угрозы в адрес архиепископа».

Ранее «Ридус» рассказывал, что Карачаево-Черкесия попала в список российских регионов с самой низкой зарплатой у учителей общеобразовательных школ.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)