Стоит ли гнаться за Маском: зачем России электромобили?

Дороги России. © Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

На Петербургском международном экономическом форуме пообещали, что электромобили займут половину автопарка России уже через 20 лет. Это весьма оптимистичное заявление сделал вице-премьер РФ Юрий Борисов. Между тем эксперты выражают сомнения в реалистичности заявленных цифр и сроков, а некоторые и вовсе не уверены в целесообразности слепого копирования европейских и американских трендов.


Многие автопроизводители, мировые гиганты, планируют полностью перейти к 2035—2040 году на электродвижение. Использование водородных двигателей из-за их экологичности — устойчивый тренд. Думаю, Россия не может быть в стороне, и на рубеже 2030—2040-х годов, по крайней мере, электротранспорт будет превалировать в общем объеме автомобильных средств. Безусловно, мы заинтересованы, чтобы эти автомобили производились на территории России. Сейчас формируется программа в Минпромторге по электротранспорту в широком смысле этого слова, — заявил чиновник.

Инвесторам сделают предложение, от которого не отказываются

 Парковки для электромобилей у делового центра «Москва-Сити»

Парковки для электромобилей у делового центра «Москва-Сити».

© Агентство «Москва»

По мнению эксперта автомобильной отрасли Романа Гуляева, ожидать, что в электрификацию транспорта в России начнут инвестировать, вполне реально. По его словам, Минпромторг вполне может стимулировать автоконцерны, которые заняты автопроизводством в России, обязав их сделать соответствующие инвестиции.

Ведь до настоящего времени он так и действовал, ставя условия. Например, «хотите работать в России — делайте двигатели». Так и в случае с электротранспортом, — отметил господин Гуляев.

При этом Роман Гуляев усомнился в реалистичности обещанных вице-премьером цифр и сроков перехода на электротранспорт, предположив, что, возможно, речь идет об объемах продаж новых автомобилей.

Для того чтобы он превалировал в общем объеме в 2035 году, нужно, чтобы уже сейчас электромобили продавались тиражом два миллиона в год. Тогда они займут значимую долю, — указал эксперт.

Наиболее вероятным собеседнику «Ридуса» видится скорая тотальная электрификация общественного транспорта.

Уже сейчас мы видим большое движение в этом направлении на примере электробусов. Общественный транспорт, особенно городской, явно будет первым, где произойдет стопроцентная электрификация.

Как отметил Роман Гуляев, очевидной ключевой проблемой в реализации планов по переходу на электротранспорт является отсутствие инфраструктуры, а также необходимость большого запаса хода и вопросы сервисного обслуживания

Как отметил в комментарии нашему изданию главный редактор российской версии сайта InsideEVs Сергей Иванов, озвученные вице-премьером прогнозы о том, что электротранспорт составит половину общего объема транспорта к 2035 году, кажутся «очень оптимистичными».

Хорошо, если электрическими окажется половина продаж новых автомобилей. Обновление же всего парка занимает чуть больше времени, — заявил собеседник «Ридуса».

При этом он отметил странный диссонанс между заявленными ожиданиями частных инвестиций и планами властей.

Для того чтобы инвесторы вкладывались в электромобилизацию России, отечественный рынок должен быть привлекательным, государством должны быть созданы определенные условия. Вместо этого сейчас у нас ведутся разговоры, что с 2022 года будут введены пошлины на ввоз электромобилей. Это означает, что развивать продажи электромобилей в России станет невыгодно, соответственно, невыгодно станет и инвестировать в зарядную и прочую инфраструктуру. При этом не совсем понятно, ради чего это делается — легковых электромобилей в России не выпускается и перспективы начать их производство раньше 2025 года не просматривается, — указал главред InsideEVs.

Кроме того, ему не совсем понятно, как сочетаются утверждения вице-премьера с ранее сделанными заявлениями российского президента, который неоднократно высказывался о газомоторном топливе как о наиболее перспективной технологии для России.

России не нужны догонялки с Илоном Маском

Илон Маск на заводе Тесла

Илон Маск на заводе «Тесла».

© EPA/ТАСС

Удивительно, но самым большим скептиком в отношении заявленных правительственных планов и ожиданий по переходу на электротранспорт оказался гендиректор компании «Электромобили+» Олег Тимашев.

Это совсем нереалистичные прогнозы. Это полный абсурд. Я думаю, что сама концепция просто неправильная. Мы сейчас гонимся за передовиками, за Илоном Маском. Но если ты гонишься за лидером, то ты всегда будешь вторым. Это ошибка. Может быть, это связано с образованием, но стратегически мыслить у нас никто не умеет... Это должна была быть долгосрочная стратегия. Никто 50 лет назад не думал, что будущее за электротранспортом. Если мы сейчас будем рассчитывать на электротранспорт на ближайшие 50 лет, то я думаю, что он уже через 30 лет будет неактуален. Тем более в нашей стране, — заявил господин Тимашев.

Он уверен, что гораздо более актуальными для России были бы программы по развитию иных видов транспорта.

В нашей стране очень развита речная система, но практически нет гидросамолетов. А ведь в 1930-е это развивалось. В Сибири у нас все населенные пункты расположены по берегам рек. Можно развивать строительство судов на воздушной подушке, которые не требуют таких затрат. Зачем там дороги? Нужно развивать малую авиацию, как в Канаде. Поэтому вся эта история с электротранспортом надуманная, — считает предприниматель.

По его словам, текущее состояние российского рынка и общества таково, что потребительские качества той же Tesla c ее разгоном до 100 километров в час за две секунды востребованы у крайне небольшого количества потребителей.

Если взять какого-нибудь сельского жителя в Сибири, то ему это совсем не надо. Для массового потребителя в европейской части России, развитой инфраструктурно, нужны совсем иные потребительские качества, нежели в тех частях России, где нет дорог — там совсем другое ценится, — заявил господин Тимашев.

По его словам, главное, что «не так» с заявлением чиновника, — оторванность от реалий.

Они живут в другом мире, оторванном от всего. Они не понимают, что нужно стране. Им поставлена задача — они напишут этот план, выделят 400 миллиардов на инфраструктуру электрическую, прикрутят к каждому столбу розетку, но не подумают, что у каждого столба нужно сделать стоянку, а зарядка должна быть быстрой. Они не понимают, что живут в другой стране, что это не Европа, где 100 километров — это очень много. У нас запас хода должен быть минимум 500—1000. У нас другой менталитет, и никто не будет брать электромобиль, который нужно заряжать через каждые 250 километров.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)