Что объединяет «Иванушек» и «Любэ», кроме 25-летия топовых альбомов

Альбом группы "Иванушки" и солист группы "Любэ" Николай Расторгуев. © Коллаж/Ridus.ru

Исполнилось 25 лет дебютному альбому «Иванушек» «Конечно он», с которого началась совершенно новая эпоха для русской поп-музыки. Самое интересное, что он вышел почти одновременно с «Комбатом» «Любэ» в том же мае 1996 года.


Как один и тот же человек (конкретно — композитор Игорь Матвиенко) мог одновременно стоять за столь разными проектами — лично меня поражает до сих пор. 

Одни — парни-модели, поющие на своем дебютном альбоме под трип-хоп, хип-хаус и чуть ли не эмбиент-техно, а также позирующие для обложки главного российского журнала рейв-эпохи «Птюч». Вторые — уже немолодые экс-участники позднесоветских ВИА, исполняющие патриотические песни про войну с оглядкой на советский эстрадный канон и дворовую песню.

Оба проекта Матвиенко оказались на удивление удачными — наверно, для этого нужно быть гением, тонко чувствующим общественные настроения. Характерно, что заглавная песня альбома «Комбат» вышла в канун 50-летия Победы в Великой Отечественной войне — именно тогда и вошел в обиход парад Победы, который именно с того момента стал проводиться на Красной площади ежегодно. В альбом также вошла кавер-версия на песню Бориса Ласкина и Никиты Богословского «Спят курганы тёмные», прозвучавшую в знаковом музыкальном фильме Первого канала «Старые песни о главном», который многие считают первой ласточкой зарождавшейся тогда ностальгии по Советскому Союзу на ТВ.

Записанный в разгар боевых действий на территории Северного Кавказа «Комбат» — вообще-то первый альбом «Любэ», посвященный военной тематике. «Птенцы окраин городских» из ранних песен «Любэ» на «Комбате» «повзрослели и полетели» защищать Родину. «Птенчики окраин поднялись, Полетели стройным клином. Прямо в поднебесье вознеслись, Как их деды под Берлином», — чеканит Расторгуев в «Орлятах». 

Параллель между Великой Отечественной войной и современностью, как и мотив преемственности поколений — все появилось уже тогда в песнях «Любэ», а вовсе не в 00-е или 10-е. Стоит ли напоминать, что коллектив вместе со многими другими артистами участвовали в предвыборной кампании президента России Бориса Ельцина 1996 года «Голосуй или проиграешь».

«Иванушки» в той кампании не участвовали — скорее всего, просто потому, что тогда еще не завоевали достаточную известность. Трио за год прошло невероятный путь от группы, выступавшей на школьных дискотеках до, возможно, главной поп-группы страны. Песни «Тучи», «Вселенная» (написанная Матвиенко и Шагановым изначально для группы Александра Иванова «Рондо»), «Где ты», «Колечко» не идут ни в какое сравнение с конвеерными творениями западных бойз-бэндов того времени. «Иванушки» с таким материалом были на несколько голов выше Backstreet Boys, East 17 и Take That вместе взятых, не говоря уже о том, что «Конечно он» стал прорывным для российской эстрады.

Сложно найти что-то более футуристическое в отечественной поп-музыке того времени, чем видео «Вселенная» с роботами и различными космическими атрибутами. Отсылка к ВОВ на «Конечно он» тоже присутствует, но исключительно в иронической форме — песня военных лет «Давай закурим» превращается здесь в техно-боевик, в котором звук кашля использован в качестве перкуссии. 

Кто бы мог тогда подумать, что будущее будет именно за «Любэ» — последний номерной альбом заметно поскучневших «Иванушек» «Олег Андрей Кирилл» выйдет в 2002 уже без скончавшегося Игоря Сорина (еще один участник группы Олег Яковлев позднее также трагически уйдет из жизни), тогда как Николай Расторгуев и ко с наступлением нулевых годов закрепят за собой статус главной народной группы. 

Характерно, что даже на модно-молодежном «Голубом Урганте» (помните такое новогоднее шоу Первого канала, где молодые звезды исполняли хиты 90-х?) прозвучали вовсе не «Тучи», а «Конь» «Любэ». Почему так произошло? Как пела совсем другая группа (), популярная в 90-х, «оглянувшись назад, ты поймешь, что никто не виноват, не виноват».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)