Бред или сенсация: в мире снова говорят о COVID-19 как об оружии

Теория заговора © Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

Накануне британская газета Daily Mail опубликовала материал о работе британского и норвежского ученых, в которой утверждается, что у них есть доказательства лабораторного происхождения коронавируса. В 22-страничном исследовании, которое должно быть опубликовано в научном журнале Quarterly Review of Biophysics Discovery, британский профессор Ангус Далглиш и норвежский ученый доктор Биргер Соренсен утверждают, что обнаружили «уникальные следы» в образцах COVID-19, которые, по их словам, могли возникнуть только в результате манипуляций в лаборатории.

Как говорится в публикации, основным доказательством искусственного происхождения вируса является наличие четырех положительно заряженных аминокислот на шипе, что заставляет вирус плотно цепляться за отрицательно заряженные частицы в теле человека, становясь более заразным.

«Законы физики означают, что у вас не может быть четырех положительно заряженных аминокислот подряд. Единственный способ получить это — искусственно произвести их», — сказал Далглиш Daily Mail.

Стоит отметить, что сообщение об исследовании появилось вскоре после публикации в Wall Street Journal статьи, в которой на основании отчета разведки США утверждалось, что в ноябре 2019 года трое исследователей из Уханьского института заболели и были госпитализированы за месяц до начала пандемии. Главный инфекционист США Энтони Фаучи заявил на днях, что он «не уверен», что COVID-19 развился естественным путем.

Теория заговора или научное знание?

Лаборатория
Лаборатория.© pixabay.com

Бывший член комиссии ООН по биологическому оружию военный эксперт Игорь Никулин считает, что вероятность искусственного происхождения вируса превышает 90%.

По его словам, это было очевидно с самого начала: коронавирус китайской летучей мыши и вирус иммунодефицита человека могли встретиться только в лаборатории.

Вирус не живет ни в одном организме, кроме человеческого, — ни в панголинах, ни в мышах, ни в енотовидных собаках. Также для испытания кандидат-вакцин приходилось создавать гуманизированных мышей, в организме которых есть участки генома человека, — отметил Никулин в беседе с «Ридусом».

По словам бывшего эксперта ООН, если бы это была природная мутация, то мы бы встретили катастрофу всемирного масштаба.

В то время как многие публикации в СМИ фактически обвиняют власти КНР в создании вируса, господин Никулин уверен в его американском происхождении. Польстившись на американские гранты и обещание создать современный научный центр, китайцы, по его словам, стали жертвой собственной жадности и привычки к промшпионажу.

Гибридный вирус был перенесен для испытаний в Китай после того, как президент Обама в 2014 году запретил проведение опасных испытаний в США. Старт эпидемии был дан в США в июле 2019 года, когда из-за угрозы был закрыт центр Форт-Детрик, а в конце того же месяца появились публикации о появлении неизвестного легочного заболевания — «болезни вейперов», жертвами которой стали более 500 человек, — утверждает Никулин.

Военный аналитик кандидат биологических наук Павел Фельгенгауэр категорически не согласен с версией о том, что вирус был выведен американцами, которые сваливают вину на Китай.

Если бы американцам нужно было биооружие, то добывать вирус в Китае было бы бессмысленно — его надо добывать у себя, в Скалистых горах, там, куда ни один китаец не доберется. Вся суть биооружия в получении уникального патогена, который есть только у тебя и больше ни у кого. И на этот патоген создается вакцина или лекарство. Тогда можно говорить о биооружии. Поэтому, кстати, все заявления деятелей из нашего Совбеза о том, что где-то там на Украине, в Грузии или Армении идет подготовка биооружия — это люди пишут, не понимая, о чем ведут речь. — утверждает эксперт.

«СМИ тиражируют „галимый бред“»

Бактерии
Бактерии.© pixabay.com

Доктор биологических наук, профессор Сколтеха и Университета Ратгерс, завлабораториями в Институте молекулярной генетики РАН и Институте биологии гена РАН Константин Северинов охарактеризовал утверждения британского и норвежского коллег как не имеющие никакой научной состоятельности, а заодно упрекнул СМИ в тиражировании «недостоверной и просто глупой информации».

Мне не знакомы эти люди, но то, что написано в их исследовании, представляется галимым бредом даже с точки зрения третьекурсника любого биологического факультета. Утверждение авторов такое: свидетельством искусственного происхождения коронавируса является то, что в каком-то из его белков есть участок, содержащий подряд пять положительно заряженных аминокислот. Утверждается, что из неких общих физических принципов (каких именно, не указывается) нахождение пяти положительно заряженных аминокислот рядом друг с другом невозможно. По-видимому, авторы, как и многие читатели СМИ, учились в школе и помнят, что есть кулоновское отталкивание одноименных зарядов, то есть положительные заряды отталкиваются и поэтому быть им вместе противопоказано.

«Дальше делается вывод, что раз есть изобретенный авторами физический закон, не позволяющий пяти положительно заряженным аминокислотам быть вместе, то действие этого физического закона можно изменить с помощью лабораторных манипуляций по перекодированию последовательности белка на уровне ДНК или РНК, так, что пять одинаково заряженных аминокислот все-таки окажутся вместе».

Бредовость ситуации заключается в том, что простое нажатие кнопки и проведение поиска в публичных базах данных, где находятся миллионы последовательностей известных и совершенно естественных белков (не коронавирусных), показывает, что утверждение авторов, на котором они строят свое доказательство, абсолютно несостоятельно. Количество естественных, природных последовательностей белков, которые содержат пять и более положительно заряженных аминокислот, стоящих рядом друг с другом, измеряется десятками тысяч, — пояснил «Ридусу» профессор Северинов.

По словам ученого, на этом предмет обсуждения, собственно говоря, заканчивается, и остается вопрос об ответственности Daily Mail за перепечатывание глупости.

Среди ученых очень много дураков, не меньше, чем среди любой другой специальности, а в последнее время очень много тех, кто хочет хайпануть и получить хоть какую-то долю известности в компенсацию за прозябание в своих дурацких офисах на низкую зарплату. Авторы даже сетовали, что в течение года не могли опубликовать свои прекрасные изыскания. И совершенно понятно почему: они не должны были быть опубликованы, полученный «результат» ничуть не лучше сообщения каких-то никому не известных индусов весной 2020 года, что в геноме коронавируса есть участок от ВИЧ (в том исследовании, о котором стало известно повсеместно благодаря СМИ, тоже была продемонстрирована полная научная несостоятельность авторов). К сожалению, так как количество научных журналов в мире огромно, в конечном итоге можно опубликовать все что хочешь. А опубликованное будет растиражировано СМИ, при условии, что выводы исследования newsworthy безотносительно к их правильности или хотя бы даже минимальной разумности. Если на то пошло, то, мне кажется, сотрудников научных отделов СМИ полезно было бы аттестовывать, направить, так сказать, новый просветительский закон в разумное русло, чтобы они, не дай бог, всякие глупости не распространяли. А отзывали потом то, что является очевидной дезинформацией, — указал Константин Северинов.

Оружие так не делают

Биологическое оружие
Биологическое оружие.© pixabay.com

Военный аналитик Павел Фельгенгауэр тоже считает, что в публикации нет серьезной доказательной базы и тем более признаков того, что коронавирус разрабатывался как оружие.

Если бы это было оружие, которое разрабатывали китайцы, то у них уже заранее, до начала пандемии, была бы изготовлена вакцина. То, что природу вирусов можно менять, известно давно, но, когда ты создаешь оружие, ты заранее создаешь антидот. Будь это так, вакцина у китайцев появилась бы уже через месяц, и они бы начали ее массовое производство. Это указывало бы на то, что вирус рассматривался как оружие. А без этого [утверждения авторов статьи] выглядят бездоказательными, — уверен Фельгенгауэр.

По словам господина Фельгенгауэра, тот факт, что институт в Ухани был получателем американского гранта, тоже никак не говорит в пользу «боевой» версии.

Это вполне обычная вещь в мировой практике. И уж точно не означает, что американцы занимались чем-то на территории Китая. Это не их территория, не их лаборатория. То, что там какие-то гранты приходят, ничего не значит: на территории Китая не забалуешь, там всем рулит компартия, — указал собеседник «Ридуса».

По словам Фельгенгауэра, теоретически китайцы могли заниматься разработкой бактериологического оружия, но пока никаких оснований обвинять их в этом нет по причине отсутствия доказательств.

Чтобы это работало как оружие, нужно подготовить методики доставки. Вирус — это живое вещество, он дохнет на солнышке, погибает при нагревании и так далее. Поэтому надо отрабатывать средства доставки, налаживать систему производства — наращивание биомассы, подобно тому как в СССР создавали гигантские биореакторы с целью быстрой наработки биологической массы в «особый период». Вот чем занимаются, когда работают над биооружием, — отметил эксперт.

По его словам, доказательством работы над вирусом как над боевым оружием могли бы стать сообщения и фотодокументы о наличии в КНР специальных полигонов, где испытывают средства доставки, специальных лабораторий по их разработке и испытанию.

Эти двое спекулируют, не имея достаточных на то оснований, — заявил нашему изданию господин Фельгенгауэр.

• Інт