+0
Сохранить Сохранено 7
×

Лукашенко «приземлил» российских туристов и украинских гастарбайтеров


Лукашенко «приземлил» российских туристов и украинских гастарбайтеров

Проблемы с полётами © Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

Уже к вечеру понедельника стало понятно, что расчеты Лукашенко на то, что европейцы, как водится, ограничатся выражениями «обеспокоенности», «озабоченности» и прочим дипломатическим щеконадуванием, не оправдались.

Наученные опытом Ryanair, получившей волну критики от общественности, одна за другой европейские авиакомпании начали инициативно объявлять о прекращении полетов в Белоруссию и над ее территорией.

Реакция властей Евросоюза последовала необычайно быстро — в тот же день белорусские авиакомпании лишились права полетов в аэропорты Евросоюза и пролета над его территорией. Официальная рекомендация отказаться от полетов в воздушном пространстве Белоруссии еще не утверждена в Совете ЕС на уровне министров, но очевидно, что за этим дело не станет.

Лукашенко «выстрелил в ногу» собственной авиаотрасли

Аэропорт Минска
Аэропорт Минска.© Стрингер/ТАСС

Уже сейчас можно говорить, что среди тех, кто пострадал от последствий спецоперации КГБ Белоруссии, наибольший урон понесла авиационная отрасль республики.

Как отмечается в публикации «РБК», до пандемии диспетчеры госпредприятия «Белаэронавигация» обслуживали около 300 тысяч рейсов в год.

Руководитель компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий пояснил «РБК», что над Белоруссией проходят грузовые маршруты с Ближнего Востока в США и из Европы в Китай. По его оценке, «Белаэронавигация» зарабатывала на диспетчерских услугах до 50-70 миллионов долларов в год. Всего же доля авиационной отрасли в ВВП республики доходила до 2-3%. Но, как отмечает эксперт, «Белавиа» сейчас в убытке и закончила прошлый год с минусом в 2,7 миллиарда рублей против прибыли по итогам 2019 года в два миллиарда рублей.

На прошлой неделе в Минске объявили об открытии нового центра управления воздушным движением, который должен был обслуживать 980 компаний из 100 стран мира. Выступая на его открытии, глава «Белаэронавигации» Леонид Чуро заявил: «В 2019 году мы обслужили 325 тысяч воздушных судов. Плотность движения была довольно высокой, но из-за пандемии она упала в наиболее критичные месяцы примерно на 80%. Но теперь идет постепенный рост, и, думаю, через год мы восстановим прежнюю пропускную способность».

По данным Eurocontrol, за неделю, завершившуюся 19 мая, границу воздушного пространства между ЕС и Белоруссией пересекли 2,5 тысячи самолетов (включая транзит), из них 419 рейсов выполняла «Белавиа». В среднем она летала в страны ЕС около 60 раз в день.

С введением ограничений об этих доходах и трафике можно забыть. Гораздо более серьезные потери авиаотрасль республики понесет в случае принятия действительного запрета со стороны стран ЕС, США, Украины, считает aналитик ГК «Финам» Наталия Пырьева.

Последствия для авиаперевозчиков и экономики в целом будут ощутимы. Это подорвет финансовое положение и репутацию как «Белавиа» в частности, так и страны.

Не так велик хаб, как его малюют?

Аэропорт
Аэропорт.© pixabay.com

Российские туристы открыли для себя минский хаб практически сразу с введением пандемийных ограничений. Через него наши соотечественники летали на Украину, в Турцию, Египет, Грузию и некоторые европейские страны.

Однако эксперты считают, что преувеличивать его значение не стоит. Ведущий научный сотрудник Института транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Федор Борисов в комментарии «Ридусу» сказал, что никакой катастрофы для российского туризма ситуация не влечет. По его словам, это неприятная новость для наших соотечественников, которые стремились куда-то улететь, но гораздо более неприятная для украинцев, которые работали в России.

В основном от закрытия хаба пострадают те путешественники, которые имели родственные или рабочие связи на Украине и в Грузии. Для туристов это тоже не очень хорошая новость, но турпоток через Минск хоть и был, но не составлял значимой цифры в масштабах всего российского туризма.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин заявил «Ридусу», что делать прогнозы пока рано, как и говорить о потерях для туротрасли, и отметил, что сейчас есть альтернатива Минску — Белград. По его словам, будут появляться и другие хабы, и говорить о каком-то разрушающем влиянии на туризм он бы не стал, поскольку туризма на этих направлениях нет.

Директор ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма „Турпомощь“» Александр Осауленко в разговоре с «Ридусом» заявил, что ситуация никак не повлияет на организованный туризм. Господин Осауленко считает, что в перспективе проблемы могут возникнуть позднее, когда будут сняты пандемийные ограничения.
Что касается закрытия для наших граждан лазейки в Турцию и Египет, то, как считает наш собеседник, уже скоро нужда в ней отпала бы и так.


Уже вчера наш министр иностранных дел заявил, что Египет откроется, когда снимет карантин. Россия готова уже возобновить сообщение с курортными городами, и все зависит от Египта. Что касается Турции, вчера министр туризма Турции обратился к российской стороне с призывом вернуться к обсуждению возобновления рейсов в курортные города. Я думаю, что турецкое направление точно откроется в первой половине июня, и тема белорусского транзита уйдет сама по себе.

Выходка Лукашенко ударит по карману россиян и украинцев

Украинский самолёт
Украинский самолёт.© pixabay.com

Как отметила Наталия Пырьева, проблемы соседа окажутся проблемами России, если к числу стран, которые введут ограничения на полеты в воздушном пространстве Белоруссии, примкнет Украина.

Если Украина примкнет к числу стран, которые запретят летать над территорией Белоруссии, то это будет ключевой проблемой для России в данном случае, поскольку станет невозможно осуществлять транзит между Москвой и Киевом, который с 2014 года используется пассажирами.

Как отметила эксперт, пассажиропоток на этом направлении оценивается примерно в 680 тысяч человек в год. Из них 400 тысяч пользуются услугами российских авиакомпаний.

Таким образом, российские авиаперевозчики тоже столкнутся с новыми сложностями на пути к восстановлению, если страны мира примут решение облетать Белоруссию, — указывает аналитик ГК «Финам».

Мнение, что авиаперевозчики получат технические проблемы в результате запретов, накануне высказал и генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Вилли Уолш.

В обычное время белорусское воздушное пространство играет важную роль [для движения воздушного транспорта]. Иностранные перевозчики летают над Белоруссией в Россию и в страны Азии. Европейцам придется облетать белорусскую территорию. Это удлинит маршрут и время полета, потребует дополнительных затрат на топливо, на рабочие часы и так далее, — цитирует Уолша Bloomberg.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+0

 

   

Комментарии (0)