Кошельки к осмотру: кто и зачем пугает нас «авто-зомби-апокалипсисом»

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Российские автомобилисты с бессилием и покорностью ожидают тотального ужесточения условий техосмотра, запланированного на начало октября. Мало кто сомневается в том, что «реформа» пойдет кое-кому (за некоторыми исключениями) во благо, а не осложнит жизнь миллионам автовладельцев.

Соответствующие выводы напрашиваются уже при ознакомлении с материалами, в массовом порядке появляющимися в СМИ в рамках пиар-кампании предстоящей «реформы». Основными аргументами, как всегда, являются «безопасность» и «снижение аварийности», а главными виновниками на этот раз назначены неисправные и старые авто.


«Ридус» попытался разобраться, кто и зачем «топит» сегодня за ужесточение правил техосмотра, кто является главным выгодоприобретателем от этой кампании, имеет ли она вообще смысл и чем грозит простому российскому автовладельцу.

«Зомби» на дорогах?

Пробка на Дмитровском шоссе.

Пробка на Дмитровском шоссе.

© Владимир Гердо/ТАСС

Вслед за моментально вышедшей в топ Yandex публикацией в «Известиях», в которой рассказывалось о наводнивших дороги дряхлых «зомби-авто», обслуженных и отремонтированных кое-как с нарушением технологий у неофициальных дилеров с использованием «неоригинальных» и «контрафактных» деталей, к теме подтянулись и депутаты.

Зампред Комитета Думы по транспорту и строительству Владимир Афонский заявил, что единственный выход из сложившейся ситуации — «повысить эффективность работы системы техосмотра».

По словам законодателя, снизить аварийность из-за неудовлетворительного состояния транспорта призвана масштабная реформа техосмотра, которая должна исключить «даже малейшую возможность покупки диагностической карты без проверки автомобиля».

Удивительно, но, связывая аварийность с техническим состоянием транспорта и цитируя данные, которые приводились на недавнем круглом столе рабочей группы «Защита прав автомобилистов» ОНФ, господин Афонский даже не стал углубляться в то, что скрывается за термином «неисправность» и насколько это связано с реальными причинами аварий.

Официальная статистика говорит, что доля ДТП, так или иначе обусловленных техническими неисправностями транспортного средства, составляет около 3,8% от их общего числа. При этом четверть подобных случаев — аварии из-за состояния шин. На втором месте находится неисправность светового оборудования, на третьем — тонировка и на последнем — изменения конструкции транспортного средства.

Так ли страшна статистика и откуда она взялась?

ДТП в Екатеринбурге.

ДТП в Екатеринбурге.

© ГУ МЧС России по Свердловской области/ТАСС

Статистика по ДТП в России действительно тяжелая: за 2020 год в 145 073 ДТП по стране погибли 16 152 и ранены 183 040 человек. Это много. Но каковы же были основные причины?

Официальные данные ГИБДД говорят о том, что основной причиной ДТП было и остается… нарушение водителями правил дорожного движения. Именно из-за этого, а не из-за тонировки или тюнингованного бампера происходит более 88% всех аварий.

Замдиректора департамента государственной политики в области автотранспорта Минтранса Владимир Луговенко заявил, что техническое состояние автомобилей действительно влияет на безопасность, и 1200 человек в год погибают именно по этой причине. Более того, это число каждый год растет.

Под видом борьбы с автохламом и неисправными машинами автодилеры хотят устранить независимых конкурентов

Автор публикации в «Известиях» Елена Еремина наряду со здравыми мыслями, высказанными на круглом столе (сократить число параметров техосмотра, увеличить число пунктов, всячески облегчить процедуру) транслирует утверждения, которые просто не соответствуют действительности или вообще никак не связаны с аварийностью.

Например, автор зачем-то приводит данные исследования аналитической компании Gruzdev Analyze, согласно которому 39% автолюбителей, опрошенных в марте 2021 года, будут до последнего откладывать поездку в автосервис. Чаще всего они собираются экономить на тюнинге и аксессуарах (65% опрошенных).

Хочется задать вопрос: а зачем ездить на сервис раньше, чем положено? Ведь, как отмечают аналитики НИЦ БДД МВД России, в 2020 году значительное влияние на дорожно-транспортную аварийность оказало распространение новой коронавирусной инфекции. Установленные в соответствии с указами президента Российской Федерации в апреле и мае нерабочие дни, а также особый порядок передвижения лиц и ТС в этот период привели к значительному сокращению доли населения, вовлеченного в дорожное движение, вследствие чего отмечено снижение основных показателей аварийности.

Меньше перемещений — меньше пробег, меньше потребность в техобслуживании. Люди просто не выкатали положенный для очередного ТО пробег, и именно поэтому не едут на СТО!

«На втором месте, — утверждает автор, — экономия на колесах и дисках (35% опрошенных), третье место заняли кузовные проблемы, не мешающие эксплуатации (28%)».

Тут хочется спросить: а что мы называем экономией? Нежелание тратить деньги на «литье» вместо штамповки? И каким образом ржавчина на кузове влияет на торможение и управляемость авто?

Как заметил «Ридусу» руководитель компании Gruzdev Analyze Александр Груздев, в целом техосмотр необходим, но совсем не в том виде, в каком он есть сейчас. Техосмотр не поможет улучшить ситуацию с авариями, и в том виде, в котором он есть, он вообще ничего общего не имеет с безопасностью на дорогах. «Старые ведра» или «зомби-автомобили» текущий техосмотр не отправит на помойку или утилизацию. Ухудшающееся экономическое положение населения — это реальная угроза в том числе и безопасности на дорогах. Александр настаивает, что связь между стареющим автопарком, экономией на запчастях и безопасностью есть. «Например, те же дешевые тормозные колодки с плохими характеристиками могут стать причиной ДТП», — пояснил Груздев.

Контрафакт и неоригинал — любимые страшилки дилеров

Ростов-на-Дону.

Ростов-на-Дону.

© ТАСС/ Валерий Матыцин

«Более четверти опрошенных признались, что будут покупать запчасти подешевле. Такое поведение крайне опасно и может сказаться на безопасности движения», — приводят «Известия» слова хозяина интернет-площадки «Автодок» Владислава Соловьёва.

Здесь мы видим жульническое уравнивание двух совершенно разных понятий: контрафакт и неоригинал.

Под термином «оригинальная запчасть» принято понимать деталь, идущую на конвейер и в дилерскую сеть от конвейерного поставщика (ОЕМ).

Покупая оригинал, вы часто приобретаете тот же самый продукт, но в другой коробке и дороже. И как бы ни утверждал обратное господин Соловьев, прямой зависимости между ценой и качеством тут нет. Неоригинальная запчасть по характеристикам не хуже, а иногда и лучше оригинала, не говоря уже о том, что часто выпускает ее тот же самый ОЕМ-производитель на том же самом заводе.

Говорить о контрафакте тоже стоит с осторожностью. В мире этим термином называют подделку с незаконным использованием товарного знака. В России же пытались объявить контрафактом ввоз товара с нанесенным на него товарным знаком при отсутствии договора с правообладателем о передаче права использования товарного знака.

Так, BMW потребовала от таможни запретить ввоз сторонними поставщиками даже оригинальной продукции, но приобретенной не в России, и ФТС пошла навстречу компании, из-за чего пострадали поставщики aftermarket.

Причина столь яркой нелюбви к «неоригиналу» у коммерсантов понятна.

Цена тормозного диска в коробке Toyota вдвое выше, чем у точно такого же диска ADVICS, на тормозных колодках разница в четыре-пять раз. Если говорить о стоимости воздушных фильтров, то при фактической цене продукции на уровне двух-трех долларов продается она в среднем за 20 долларов. Маржа колоссальная. Это круче, чем торговля оружием и наркотиками, — пояснил «Ридусу» руководитель сети независимых техцентров TOLEX Tuning Олег Гаркавенко.

При этом наш собеседник имеет серьезные подозрения, что материалы для тех же фильтров бренды давно производят в Китае. Да и качество многих китайских деталей далеко уже не то, что 20 лет назад. «Проблемы неоригинала нет. Есть проблема подделок — настоящего контрафакта», — уверен Гаркавенко.

Опасно ли обслуживать авто у «неофициалов»?

© CHRISTOPH SCHMIDT/DPA/ТАСС

Один из самых нелепых пассажей в статье прозвучал из уст Константина Епанешникова, директора по сервису «Авилон Volkswagen».

По его словам, в независимых автосервисах используется контрафакт, нарушаются нормы и технологии ремонта. В свою очередь, «дилеры работают по строгим нормативам, контролируемым дистрибьютором марки, а „серые“ сервисы никто не контролирует, и цена ремонта в них взята с потолка».

Автомеханик Илья Николов уверен, что «как о возможном минусе можно рассуждать, только говоря о том, что за дилерами стоит большой штат инженеров, лабораторий, исследований, которые решили, что ремонтировать по определённой технологии надо вот так и никак иначе».

Но на практике, отмечает Илья, политика в области ремонта у дилеров сильно замешана на маркетинге.

Часто возникает вопрос: запрет дилера на какие-то действия с автомобилем продиктован реальной заботой о безопасности потребителя или о сохранности автомобиля или всё-таки по маркетинговым соображениям? Ответа нет и не будет. Мы решили — и точка, — сказал «Ридусу» автомеханик.

По словам Николова, следовать дилерским рекомендациям и блок-схемам поиска неисправности значит быть тупым и никчёмным диагностом.

Большинство блок-схем заканчиваются фразой, которая сражает наповал: «Возьмите заведомо исправную деталь, поменяйте и проверьте, пропала ли ошибка».

«Именно поэтому, — считает Илья Николов, — независимые сервисы могут искать свои технологии, и, разумеется, они могут быть ошибочными. Особенно это касается тюнинга. А бывает и так, что в независимом сервисе работает гений, который может заткнуть за пояс весь штат инженеров».

Говорить о том, что в независимых сервисах сплошь гении, нельзя, но отрицать уровень профессионализма невозможно.

У нас сейчас шквал звонков от кандидатов на вакансии механиков и мастеров-приемщиков. В пандемию у официалов массовых брендов зарплата механика упала до 60 000 рублей. За такие деньги в Москве умный и квалифицированный спец работать не будет. Зарплата механика в нашей компании не меньше 120 000, а такие специалисты, как диагносты, мотористы, мастера по ремонту АКПП, получают суммы за 250 000, — отмечает руководитель TOLEX Tuning.

Говоря об уровне и навыках, наш собеседник подчеркнул, что именно в независимых сервисах персонал решает проблемы, с которыми редко сталкивается у «официалов», и нарабатывает настоящий опыт.

Например, никто из официалов не возьмется ремонтировать насос гидроподвески на Lexus LX570. Его вам предложат поменять за 250 000 рублей. Или система KDSS: у официалов человек отдает 80 000 рублей за «неремонтируемый» блок, а у нас его разбирают, перепаивают, и счастливый клиент уезжает, заплатив 15 000 рублей. Никто не поедет к дилеру ремонтировать двигатель или коробку-автомат. Стоимость этих работ будет там космической. А значит, клиент едет с этими сложными работами к нам, в независимые сервисы. В результате механик, работая у дилера, концентрируется на регламентных работах по техобслуживанию. Их опыт ограничивается ТО 100 000, которое совпадает с окончанием гарантии, и его предпочитают делать в независимых сервисах, — указывает Олег Гаркавенко.

Главные причины аварийности по-прежнему «дураки и дороги»

ДТП на улице Глинки.

ДТП на улице Глинки.

© Сергей Мальгавко/ТАСС

Если не принимать на веру утверждения депутатов, чиновников ЦОДД и коммерсантов, желающих залезть в кошельки автомобилистов, то становится очевидным, что техническое состояние авто — отнюдь не главная причина ДТП. Главными бедами остаются извечные дураки, нарушающие правила, и дороги, состояние которых зачастую заставляет нормальных людей становиться нарушителями.

Как указывают авторы аналитического обзора НИЦ БДД МВД, в 2020 году на местах зафиксировано 48 879 (-10,1%) ДТП, причинами которых стали недостатки эксплуатационного состояния и обустройства улично-дорожной сети и железнодорожных переездов. Число жертв этих автокатастроф возросло на 1,1% (4996), а количество раненых сократилось на 11,7% (61 294). В целом по стране с наличием «неудовлетворительных дорожных условий» связаны более трети всех ДТП — 33,7%.

Техосмотр не отменят, но, возможно, облегчат?

Говорить о том, что грядущая реформа техосмотра может повредить автомобилистам, все же преждевременно. Хотя тон пиар-кампании и ее акценты настораживают. Радует то, что участники дискуссии в ОНФ, признав, что сейчас альтернативы техосмотру нет, все же говорят о мерах, которые должны сделать процедуру более доступной и простой.

А значит, есть надежда, что разработчики реформы учтут предложения экспертов рабочей группы «Защита прав автомобилистов» «Общероссийского народного фронта» и исключат избыточные проверки элементов транспорта, которые напрямую на безопасность дорожного движения не влияют.

Где вы предпочитаете ремонтировать и обслуживать свой автомобиль?

Проголосовало 36 человек
(Для голосования нажмите на соответствующую вашему выбору строку)

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)