Школа не будет безопасным местом: что нужно менять в учебном процессе
- 13 мая 2021 02:08
- Екатерина Мень
Постарайтесь — даже на фоне ужаса и подсказывающего вам в защитном порядке мозга — отходить от всплывающих из мозжечка стереотипов.
Нет. Компьютерные игры не повышают уровень агрессии. Это доказано. Проведено немало лонгитюдных исследований на эту тему. Со всех сторон, в разных дизайнах. Нет. Никак никакие компьютерные игры на уровень агрессивности не влияют.
Нет. Убийца с идеей фикс практически никогда не является подлинно психически больным человеком. Среди жестких преступников людей с реальными психиатрическими заболеваниями — чуть более 2% от всех преступников.
97% с лишним убийц психически здоровы. Это тоже доказано масштабными исследованиями. А вот жертв жестоких преступлений среди психически больных гораздо больше, чем здоровых.
Психическое заболевание повышает риск стать жертвой убийцы, а не убийцей.
Еще смешнее звучит: «Всё зло — в интернете». Это как сказать: «Всё зло — в телеграфном столбе». Интернет — это средство связи. В нем можно найти, как сделать бомбу, можно найти, как сделать мягкую игрушку для больного ребенка, можно найти, как испечь пирожки для хосписа.
Что повышает агрессию? Разные исследования доказали, что, во-первых, агрессивное поведение (или агрессоподобное поведение) может быть ответом на тревожность, сопровождающую стресс.
Во-вторых (и это очень важно), несколько исследований указывают на четкую корреляцию агрессии с низкой самооценкой. Например, работа исследователей из Национального университета Кёнгбук в Южной Корее изучала связь между неустойчивой самооценкой и агрессией. В ней рассматривается вопрос, не является ли нестабильность самооценки (то есть высокая внутрииндивидуальная изменчивость самооценки) дифференциально связанной с различными типами агрессивного поведения.
Для исследования бралась выборка из 235 детей предподросткового возраста. Самооценка измерялась четыре раза, четыре дня подряд, проактивное и реактивное агрессивное поведение оценивались в равных номинациях.
Для описания стабильных черт и флуктуирующих компонентов состояния самооценки использовалась скрытая модель «черта-состояние-случай». Эмпирические результаты показали, что в самооценке не компонент «черта», а компонент «состояние» имел существенную связь с агрессивным поведением. При контроле над компонентом «черта» компонент «состояние» имел позитивную связь с реактивной агрессией и негативную связь с проактивной агрессией.
Еще одно исследование ученых из Калифорнийского университета в Дейвисе показало, что низкая самооценка связана с агрессией, антисоциальным поведением и склонностью к совершению правонарушений.
Данное исследование изучало противоречивую связь между глобальной самооценкой и экстернализацией проблем, такой как агрессия, антисоциальное поведение и правонарушения.
В трех работах ученые обнаружили явную связь между низкой самооценкой и экстернализацией проблем. Эта связь была отмечена при измерениях самооценки и экстернализации на основе данных самого испытуемого, оценок учителей и родителей, отмечена для участников исследования различных национальностей (США и Новая Зеландия) и возрастных групп (подростки и ученики колледжа). Более того, эта связь была выявлена как поперечно, так и лонгитюдно, и после контроля над потенциальными смешивающими переменными, такими как наличие или отсутствие поддерживающих родителей, отношения ребенка с родителями, отношения со сверстниками, успеваемость в учебе, социально-экономический статус и уровень интеллекта.
К тому же влияние самооценки на агрессию оказалось не зависящим от нарциссизма, что является важным выводом с учетом недавних заявлений, что люди с нарциссизмом, не обладающие низкой самооценкой, являются агрессивными.
Это очень важные факторы. В нашей современной школе, находящейся в глубоком кризисе в плане психолого-педагогических компетенций у учителей и администраторов школ, «ан масс» в учительских паттернах, шаблонах — прежде всего репрессивные реакции, принижающие фразы, оскорбительные фидбэки. Это почти автоматизмы, которые необходимо вытравлять из педагогического лексикона, потому что они не так безобидны, как кажется.
В наших школах дети боятся делать ошибки (ошибка в нашей школе — не способ обучения, а грех, нарушение и причина для оскорблений).
В наших школах умеют работать только с заведомо высокомотивированными учениками. Учеников с нормальными когнитивными данными, но с пониженной мотивацией (в силу разных социальных в том числе обстоятельств) не любят и учить не умеют. Для них создают хроническую ситуацию неуспешности. Это последовательная депривация самооценки, которая ведет к психическому резистанту. Вплоть до самого ужасного.
Школьный стрелок, представьте себе, может пойти на преступление, чтобы доказать, что он умный.
Хроническое унижение и размещение его в страте неудачников вызывает желание проявить себя «высокоинтеллектуально» — ведь спланированное и совершенное преступление в этой извращенной логике доказывает наличие высокого интеллекта, которое отвергалось в условиях текущей учебной жизни.
Заметьте: что ни стрелок, то, как указывают свидетели, в анамнезе у него «он был очень тихий парень». Громкие не стреляют. Это значит, что человек не был примечен, он жил в жестком дефиците положительного внимания. За ним в итоге он идет с ружьем.
Такие преступления — всегда многофакторный риск. Но однозначно то, что всех, кто работает в школах, нужно кардинально переучивать.
В области законодательства надо точно усиливать нормы, пресекающие насилие в семье. Необходимо грамотно и планомерно развивать инклюзию. Необходимо развивать в школах принципы демократии. Необходимо особое внимание гуманитарным дисциплинам — литературе, истории, обществоведению, искусствоведению, иностранным языкам. И гуманитаризация точных наук: зачем мы изучаем, например, химию и биологию? Чтобы познать человека. Точные и естественные науки крайне нужны. Но любая агрессия — это, в первую очередь, катастрофический дефицит soft skills. А эти навыки — продукт гуманитарный.
Из мониторингов и контрольно-измерительных стратегий нужно максимально убирать соревновательность и внедрять командность. Не тот лучше, кто выше прыгнул, а тот, кто шустрее подсобил в достижении общей цели.
Необходимо развивать многокомпонентное тьюторство в школе (вместо вооруженной охраны). Необходимы уроки коммуникации — бесконечное и профессиональное обучение дипломатии, словесному выражению гнева, протеста, несогласия, навыкам дискуссии и самоадвокации. Без всего этого школа не будет безопасным местом.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: