+12
Сохранить Сохранено 7
×

Автомобилистам предрекли цифровое рабство и разорение


Автомобилистам предрекли цифровое рабство и разорение

© Михаил Салтыков / коллаж / Ridus.ru

На днях на радио «Эхо Москвы» ведущий программы «Гараж» Сергей Асланян предрек автомобилистам тотальное цифровое рабство. Оно, по мнению журналиста, наступит с вводом в действие навигационно-телеметрической платформы «Автодата».

«Ридус» попытался разобраться с этим вопросом и с тем, насколько все действительно критично. С этой целью мы обратились к независимым экспертам и к руководителю управления по транспорту фонда «Сколково» с простым вопросом: для чего создана эта платформа и чем ее использование грозит российским автомобилистам?

Стоять, бояться, данные не прятать!

В своей программе Сергей Асланян охарактеризовал ГОСТ «Автодата» как «цифровой концлагерь». Основные его претензии заключаются в том, что собираемый платформой массив информации выходит за пределы набора данных, необходимых для обеспечения безопасности на дорогах — от экологического класса и данных о техническом обслуживании до цены автомобиля.

По мнению радиоведущего, в результате государство получит возможность торговать обезличенными данными, делиться ими с МВД и автопроизводителями. Это якобы выльется в подорожание авто и повышение страховых тарифов, а также даст властям возможность эффективно штрафовать нарушителей ПДД.

Что такое «Автодата»

Что такое «Автодата»
Что такое «Автодата». © pixabay.com

«Автодата» представляет собой цифровую платформу, которая будет использовать данные систем телеметрии на автомобилях для сбора разнообразной информации в целях обеспечения безопасности движения и создания различных коммерческих продуктов и услуг.

Среди собираемых — данные о направлении и скорости движения машины, о динамике, включая нагрузку на ось, ускорении, срабатывании систем помощи водителю, сигнализации, работе тормозной системы и других.

Раз в полчаса автомобиль будет передавать вместе с VIN данные компьютера управления двигателем (ECU), информацию о состоянии фар и габаритных огней, а также о дорожных работах и препятствиях, видимости, «признаках усталости водителя».

Кто заработает на наших данных и станет ли автомобиль дороже?

Еще в 2015 году, выступая в «Сколково», сооснователь компании «Лаборатория Касперского» Наталья Касперская заявила, что персональные данные россиян — это ресурс, который принадлежит государству, и оно должно иметь возможность использовать его. В том числе и в коммерческих целях.

«Автодата» станет тем самым случаем, когда государство, а вернее оператор системы, получит не просто большие данные, а огромные. Каждый автомобиль, подключенный к системе, будет генерировать до четырех терабайт информации.

По словам разработчиков из «Автонет», на которых ссылаются «Ведомости», платформа будет накапливать информацию об эксплуатации автомобиля в течение всего его жизненного цикла. Её потребителями станут госслужбы, страховые и логистические компании, автолюбители.

В публикации отмечалось, что сервисы, связанные с безопасностью дорожного движения, будут работать бесплатно для автолюбителей и дорожных служб в обмен на разрешение собирать данные с их автомобилей, но часть сервисов будет коммерческой.

По мнению Сергея Асланяна и автомобильного журналиста Петра Баканова, внедрение платформы приведет к удорожанию автомобилей. Издание «Коммерсантъ» приводит слова источников в отрасли, заявлявших, что «на концерны перекладываются расходы на создание системы больших данных, монетизировать которую будет ее оператор».

Между тем маркетолог, преподаватель, ведущий Telegram-канала новостей автомобильного рынка Михаил Самохин уверен, что сильного удорожания не произойдет.

Сейчас входным билетом становится такое количество девайсов, связанных с безопасностью, даже в низких сегментах, что лишний маячок совершенно не сделает погоды.

Понятие безопасного автомобиля сейчас сильно изменилось, и наличие различных датчиков и ассистентов, большинство из которых могут служить источниками данных, растет и будет увеличиваться.

Господин Самохин привел «Ридусу» в качестве примера ситуацию, когда Renault Logan и Sandero в тестах NCAP получили позорные две звезды исключительно из-за отсутствия электронных систем обнаружения пешеходов, мониторинга состояния водителя и удержания автомобиля в полосе движения. При этом уровень защиты взрослых пассажиров и детей в них лишь на 10% ниже среднего уровня — 70 и 72% соответственно. Это лучше, чем у Alfa Romeo Giulietta или Citroen DS3. Такая политика будет подталкивать автопроизводителей к увеличению насыщенности машин электронными ассистентами.

По словам эксперта, автомобиль уже давно девайс на колесах: «Грех не использовать все возможности. Основные затраты — в разработке, сами девайсы грошовые. Скорее всего, их разработка будет централизоваться. Например, в руках у той же „Автодаты“».

Шпионаж, бизнес или реальный вклад в безопасность?

ЦОДД
ЦОДД.© Авилов Александр/Агентство «Москва»

Как пояснил «Ридусу» руководитель управления по транспорту фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров, главный интерес государства в создании «Автодаты» — это безопасность движения.

Но он признал, что данные платформы действительно будут использоваться и в коммерческих целях. «Будут агрегаторы и прочие вещи, которые будут их продавать, адаптировать. Я не вижу тут ничего страшного: уже сейчас существует миллион способов снять подобную информацию, начиная от карты „Тройка“ и заканчивая данными видеоаналитики».

«Большому Брату» уже достаточно легко следить за любым из нас, уверен собеседник.

Достаточно вспомнить историю, как после протестов замечательно находили людей, используя данные телефонов и видеокамер. Этим путем идет любое государство.

Господин Жанайдаров уверен, что в сборе bigdata нет никакого криминала.

Я езжу на Volvo, и она собирает достаточно много информации о моих поездках, о том, где я нахожусь, пишет треки. Все это фиксируется довольно давно на автомобиле из достаточно демократической Швеции.

В России же, по его словам, практически все, что заложено в «Автодату», уже действует в отношении грузового, логистического и общественного транспорта. Переход же к личному транспорту будет постепенным и естественным — с обновлением автопарка и развитием системы V2X.

Михаил Самохин уверен, что в России запрос со стороны государства продиктован прежде всего стремлением к контролю со стороны, и приводит в качестве подтверждения кейс с отслеживанием «карантинных сограждан»: «Круг интересантов там велик — по крайней мере десяток ведомств будет желать этого».

Для коммерческих структур же система станет, по его мнению, золотым дном: «Даже если данные не будут монополизированы «Автодатой», сами производители — а то и дилеры — рано или поздно начнут ими приторговывать».

Однако наш собеседник из «Сколково» уверен, что даже то, что водитель знает о наличии систем слежения, существенно дисциплинирует и повышает безопасность на дорогах: «Наши коллеги из израильской Mobileye тестировали свою систему в автобусной компании в Санкт-Петербурге. Сначала в закрытом режиме. За два месяца они зафиксировали колоссальное число нарушений. На втором этапе, когда водители знали об установленных датчиках, число нарушений снизилось в разы. Страховые компании идут аналогичным путем».

«Большой Брат» неизбежен, но опасность преувеличена?

Пробка
Пробка.© Иванко Игорь/Агентство «Москва»

В своей передаче господин Асланян пытался рассуждать о возможностях обмануть систему. Однако одни наши собеседники считают, что делать это не нужно, а другие уверены, что невозможно.

По словам Михаила Самохина, для производителей проблемы с установкой не будет: ГОСТ — это закон. Проблемнее его игнорировать. Это обязательно, как икота или как ЭРА-ГЛОНАСС.

Согласен с ним и Кирилл Жанайдаров, указавший, что один из трендов современного автопрома — это формирование «умной» мобильности, когда все машины становятся датчиками. Причем это происходит не по воле государства, а по инициативе автопроизводителей.

Если мы хотим получить нулевую смертность и минимум аварийности, у нас нет другого пути, кроме как оснащать автомобили все большим числом датчиков и систем.

Через 10-15 лет мы придем к системам V2X, когда машины будут обмениваться информацией со всем окружением. Сегодня часть машин уже оснащена этими системами. В той же Швеции, когда вы едете на Volvo, другая Volvo сообщит ей об аварии на дороге или упавшем дереве.

Телематическая информация о стиле вождения, которую господин Асланян считает возможностью для штрафов, нашему собеседнику представляется в ином свете: ее пользователями он видит страховые компании, которые смогут предлагать более выгодные тарифы спокойным и аккуратным водителям.

Михаил Самохин, в свою очередь, не склонен видеть в «Автодате» явный шаг к «умной» мобильности.

К безопасности этот сбор данных никакого отношения, конечно, не имеет. Самое простое и очевидное: сейчас хайп технологий бигдаты, которая как воздухом питается данными. Возможность качать и контролировать поток данных сулит для больших данных космические возможности.

Гораздо больше это, по его мнению, про тотальный контроль.

Сами по себе данные не контролируют, но, будучи заправлены в развивающиеся системы контроля, они дадут им такие возможности, о каких мы сейчас не думаем.

О приватности можно забыть

Приватность
Приватность.© Авилов Александр/Агентство «Москва»

То, что данные будут утекать в момент создания, Михаилу Самохину видится неизбежным, но он не склонен драматизировать и преувеличивать стремление россиян к прайвеси: «Потребитель не возражает, и его легко купить за три копейки, пообещав бесплатную подкачку шин». Данные же, полученные от автомобиля, совмещенные с любыми другими — персональными, общедоступными, позволяют генерировать экспоненциально более мощные потоки информации, отмечает эксперт.

Но, по его словам, массовый потребитель в России об этом не думает и не возражает: «У потребителей почти нет прав, они ими не дорожат и не защищают. И это очень удобный момент для создания „систем доения“».


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+12

 

   

Комментарии (0)