Лапта древнее бейсбола: что такое русская игра и зачем в нее играть

Лапта © Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

Вспоминаем советское детство. Какой урок физкультуры без лапты? Двор — без «пекаря» и городков? А масленичные гуляния — без вышибал и коняшек? Если опустить названия и начать рассказывать, как в это играть, то некоторые наверняка скажут: «Да, точно, мы тоже палками сбивали банки!», или: «А, и мы на спинах друг у друга катались».

Корреспондент «Ридуса» напомнит историю забытых, но таких интересных игр.

участники русских народных игр.

Участники русских народных игр.

© Фото из личного архива Дмитрия Орлова

участники русских народных игр.

Участники русских народных игр.

© Фото из личного архива Дмитрия Орлова

участники русских народных игр.

Участники русских народных игр.

© Фото из личного архива Дмитрия Орлова


Пожалуй, из перечисленных игр больше других на слуху лапта, которую многие считают «сестрой» бейсбола. Однако эти игры — исконно русские забавы, сохранившие свои оригинальные правила и в наши дни. Можно сказать, что они — отдельный пласт русских традиций, аутентичный элемент культуры наряду с русскими народными танцами, музыкой или костюмом.

участники русских народных игр.

Участники русских народных игр.

© Фото из личного архива Дмитрия Орлова

О том, почему лапта старше бейсбола и как она появилась на американском континенте, почему сегодня нет моды на «русскость», могут ли народные игры стать частью олимпийской программы и где «в свое, родное» можно поиграть в столице, в интервью «Ридусу» рассказал руководитель творческого объединения «Русская традиция» Дмитрий Орлов.

«Ридус»: Что такое русская игра изначально — развлечение в привычном понимании, ритуал или репетиция каких-либо боевых навыков?

Дмитрий Орлов: Игра — фундаментальное понятие в антропологии. Человек играет с самого раннего детства, таким образом развиваясь и познавая мир. Игра выполняет сразу несколько важных задач: готовит человека к каким-либо жизненным ситуациям, учит переживать победы и поражения, совершенствует умственные и физические качества. В русских народных играх основной акцент делается именно на мышление. В этом, кстати, сильное отличие от западных видов спорта, то есть сухой мужичок может быть проворнее громилы за счёт смекалки.

Дмитрий Орлов

Дмитрий Орлов.

© Фото из личного архива Дмитрия Орлова

«Ридус»: Какие исконно русские подвижные игры дошли до наших дней? Расскажите об их истории.

Дмитрий Орлов: До наших дней дошло немало русских игр. Однако много и утеряно, потому что в свое время этнографы не уделяли особого внимания этой стороне народной жизни. Из главных выделю лапту, бабки, чижа, городки и свайку. Александр Сергеевич Пушкин про некоторые из них даже написал стихи: «На статую юноши, играющего в свайку» и «На статую юноши, играющего в бабки».

Царица русских игр — лапта. Она удивительным образом включает в себя элементы всех остальных русских игр. Игры с битой и мячом были популярны во многих странах, но именно лапта, по моему мнению, самая увлекательная.

участники русских народных игр.

Участники русских народных игр.

© Фото из личного архива Дмитрия Орлова

Отдельно скажу про бабки — игру в кости. Это самая древняя игра на Руси, а возможно, и во всем мире. Она — прародительница игры в городки. Она, как и лапта, весьма красочно описана Виктором Астафьевым в произведении «Гори, гори ясно». Свайка — это русская игра, которая в наше время многим известна под именем «ножички». Каждая из этих игр имеет множество названий, вариаций и правил. В каждом регионе, даже в каждом селе или дворе в эти игры могут играть по-разному и, соответственно, по-разному их называть.

«Ридус»: В чем отличия лапты от бейсбола, городков — от гольфа, коняшек — от поло?

Дмитрий Орлов: По одной из версий, именно русские переселенцы привезли лапту на американский континент, где она эволюционировала в бейсбол. В одном из этнографических вариантов круговой лапты встречается разновидность, которая очень похожа на современный бейсбол.

участники русских народных игр.

Участники русских народных игр.

© Фото из личного архива Дмитрия Орлова

Городки — метательная игра, смысл которой заключается в «выбивании» конструкции из деревяшек. В гольфе же нужно забить клюшкой шарик в лунку. На гольф похожа, скорее, другая русская игра — «котел», которую еще называют «лунки».

Коняшки, или всадники — это молодецкая забава, где один человек садится на спину другого, и они идут сражаться с такой же парой. А поло — это хоккей на настоящих лошадях.

«Ридус»: Почему, на ваш взгляд, на разных континентах существуют похожие традиции игр?

Дмитрий Орлов: Человечество развивается, люди имеют возможность перемещаться из одной страны в другую, заимствовать вещи, которые им понравились. Это прекрасно.

участники русских народных игр.

Участники русских народных игр.

© Фото из личного архива Дмитрия Орлова

«Ридус»: Как и кем игра могла передаваться, распространяться и видоизменяться?

Дмитрий Орлов: Игры передаются из поколения в поколение. От дедушки к папе, от папы к сыну, от бабушки к маме, от мамы к дочке. Многие игры ребята узнают уже во дворе от детей постарше. Сейчас дворовая игровая культура сильно изменилась с появлением смартфонов и электросамокатов, но традиционная игра всегда увлекает детей.

«Ридус»: «Дворовые» варианты игр отличаются от исконных? Есть ли регламентированные правила, как, например, в баскетболе или футболе, или в них позволена вариативность — главное, чтобы в лапте были бита и мяч, а в «пекаре» — палки и банки?

Дмитрий Орлов: В каждом дворе игры подстраиваются под коллектив играющих. Если участники разного возраста, то им необходимо придумывать правила, которые облегчат игру более маленьким и слабым детям. Или, например, если исконный вариант игры уже не так интересен, то можно усложнить ее правила так, чтобы этот самый интерес не пропадал. Но есть вещи, которые не изменяются, иначе структура и принцип игры будут нарушены.

участники русских народных игр.

Участники русских народных игр.

© Фото из личного архива Дмитрия Орлова

«Ридус»: Можно ли предположить, что некоторые игры, например городки или вышибалы, будут включены в программу олимпийских соревнований? В России существует Федерация доджбола (американский аналог вышибал), а Федерация городошного спорта?

Дмитрий Орлов: Существует и Федерация лапты России. Занимаясь лаптой, можно стать мастером спорта. Также есть Федерация этноспорта, цель которой — как раз сохранить исконные русские забавы в их первозданном виде. В олимпийскую программу стремиться нам не обязательно, а вот возродить интерес у подрастающего поколения просто необходимо.

«Ридус»: Почему важна популяризация игры как национальной традиции?

Дмитрий Орлов: Потому что дерево питается корнями: если мы не будем играть в русские игры, петь русские песни, танцевать русские танцы, то совсем скоро мы потеряем свою самоидентичность. Мы перестанем быть интересны себе и другим. Традиция — это стержень, который сохраняет для человека смысл в жизни.

«Ридус»: Можно ли игру считать социокультурным явлением, иллюстрирующим национальный характер?

Дмитрий Орлов: Безусловно. Я, пожалуй, у вас позаимствую это выражение для будущих бесед. Именно игра формирует национальный характер, в ней заложены поведенческие типы, которые проявляются в человеке на протяжении всей жизни. Можно сказать, что русские игры подсказывают, как лучше поступить в той или иной ситуации, чтобы оставаться человеком и сохранять мир.

участники русских народных игр.

Участники русских народных игр.

© Фото из личного архива Дмитрия Орлова

«Ридус»: Много ли желающих сегодня поиграть в народные игры?

Дмитрий Орлов: Желающих много, если они имеют возможность прикоснуться к этому удивительному миру игры. К нашему счастью, в последнее время русские игры просочились на центральные площадки городов России — в них играют во время народных гуляний, например. Однако нам хочется, чтобы ребята играли и у себя во дворе, а для этого нужна обширная государственная программа, которая поможет привлечь молодежь к этой теме.

«Ридус»: Кто в основном интересуется народными играми — молодежь или люди старшего возраста?

Дмитрий Орлов: Игр хватает на любой возраст и на любой вкус. Для малышей, для ребят постарше, для студентов и взрослых. Но в современном мире, где на первом месте стоит достижение целей, трудно выкроить время для игры. Я даже перефразирую известную рекламную фразу: «Сделай паузу — сыграй в лапту». Эта пауза современному человеку очень нужна.

«Ридус»: Можно ли сказать, что исконные русские забавы, в том числе и игры, сегодня становятся популярными и модными на волне вновь актуальной «русскости»?

Дмитрий Орлов: Думаю, пока так сказать нельзя. Я как представитель этого «русского» движения не совсем вижу моду на «русскость».

Прежде всего, потому, что людей обманывают, выдавая псевдорусский суррогат за настоящую традицию. От этого у некоторых людей формируется ужасное представление о народной культуре. А те, кто прикоснулся к настоящему традиционному действу, никогда не остаются равнодушными.

Также мы стараемся актуализировать традиционные игры, чтобы они были уместны в нынешнем высокотехнологичном мире.

«Ридус»: Как поддерживаются инициативы по возрождению и сохранению русской игры — этим занимаются в основном энтузиасты или есть какая-то госпрограмма?

Дмитрий Орлов: Этим занимаются энтузиасты, которым иногда удается получить господдержку. Также в последние годы стали появляться крупные фестивали и мероприятия, которые в своей программе уделяют время и русским играм.

участники русских народных игр.

Участники русских народных игр.

© Фото из личного архива Дмитрия Орлова

«Ридус»: Проводятся ли большие спортивные фестивали? Какие? По каким играм?

Дмитрий Орлов: К сожалению, большие спортивные фестивали часто делают акцент на футболе, стритболе и воркауте — это зрелищные игры, но и народные игры тоже можно представить не менее интересно.

Творческое объединение «Русская традиция» имеет богатый опыт в организации таких мероприятий. К примеру, у нас есть программа «Фестиваль народных игр», с которой мы ездим по школам и детским садам.

Также проводится чемпионат и Кубок России по лапте, по городкам. Федерация этноспорта проводит несколько фестивалей в году, посвященных русским играм, в том числе большой фестиваль «Атмановские кулачки» в Тамбовской области.

«Ридус»: Где можно поиграть «в свое, родное» в Москве и Подмосковье?

Дмитрий Орлов: Наш проект «Мослапта» приглашает всех желающих каждое воскресенье в Парк Горького, где мы учим, а потом и играем в лапту. Занятия бесплатные. Также мы делаем выездные мероприятия по приглашению.

Кроме того, на Крутицком подворье работает «Старинная игротека», где можно познакомиться не только с русскими играми, но и с играми других народов. Помимо этого, работают секции и кружки. К примеру, во Дворце пионеров на Воробьевых горах долгое время существовал игровой класс. Кто ищет — тот всегда найдет.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)