«Поедем тайными тропами»: Рената Литвинова стала голосом «Яндекс.Карт»

Рената Литвинова. фото: © Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Рената Литвинова. фото: © Вячеслав Прокофьев/ТАСС

«Яндекс.Карты» заговорят голосом актрисы, режиссера Ренаты Литвиновой. Сервис запустил новый проект, в рамках которого различные знаменитости примут участие в озвучивании «Яндекс.Карт». Его первой участницей стала Рената Литвинова. В перспективе к проекту присоединится «Яндекс.Навигатор».


Перед началом пути Рената Литвинова скажет: «Город — это нечто таинственное, и проведу вас по этим тайнам я, Рената Литвинова». Перед вами сразу возникает она — Рената — со своим прищуром, голосом и особенными словечками: выразительная жестикуляция и манера смотреть, слегка откинув голову назад, — следует из релиза «Яндекса».

Среди фирменных фраз актрисы в сервисе будут такие:

  • «Поедем тайными тропами. Маршрут перестроен»;
  • «Такой вот коленкор — впереди авария»;
  • «Вернулись в кадр — мы снова на маршруте»;
  • «Можем мы себе позволить проехать красиво — по платной дороге?»;
  • «Ну вот, опять там что-то нафунчозили: впереди дорожные работы»;
  • «Я так и предчувствовала, что вы поедете куда-то не туда. Ну, вы ушли с маршрута»;
  • «Совсем не хочется расставаться, но мы на месте. И я буду скучать».

В Сети с юмором отнеслись к такой задумке. По мнению комментаторов, голос Литвиновой слишком медленный и специфичный, чтобы направлять автомобилистов по российским дорогам.

Отмечается, что если пользователи захотят отключить голос Литвиновой, то смогут сделать это в настройках.

Кроме голоса Ренаты Литвиновой, можно будет также загрузить голоса магистра Йоды и Дарта Вейдера.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

«Авангард» наступил на советские грабли, или почему не грянула «Буря»

Буря © Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

Буря © Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

21 апреля 2021 президент РФ выступил с посланием Федеральному собранию. Он в частности заявил, что на боевом дежурстве уже находятся новейшие ракетные гиперзвуковые комплексы межконтинентальной дальности «Авангард».

Однако глава государства почему-то забыл о том, что недавно Россия включила «Авангард» в область действия Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений III (СНВ-3). Это двусторонний договор между Россией и Соединёнными Штатами относительно дальнейшего взаимного сокращения арсеналов развёрнутых стратегических ядерных вооружений, в который и попал «Авангард».


Его постигла участь «Бури» — первой в мире сверхзвуковой двухступенчатой межконтинентальной ракеты наземного базирования. Она была разработана в середине 1950-х годов в СССР в ОКБ-301 под руководством С. А. Лавочкина

Выглядела «Буря» весьма необычно: в центре сама ракета, а по бокам — ускорители. Стартовала «Буря» вертикально с восьмиосной железнодорожной платформы, установленная на поворотной конструкции.

Затем она начинала горизонтальный полет на высоте около 25 километров, достигала заданной точки, снижалась до высоты 8 километров, сбрасывался головной конус, и ядерный заряд уходил к цели. Скорость полета «Бури» в три с лишним раза превышала скорость звука, приближаясь к гиперзвуковой скорости.

Пусть сильнее грянет «Буря»

Ракета

Ракета "Буря"

© wikimedia.org

Когда академик М. В. Келдыш стал во главе НИИ-1 — легендарного исследовательского центра, где зарождалась отечественная ракетная техника, он сразу же определил новые задачи для его сотрудников: не «обслуживать» конструкторские бюро, а определять стратегические задачи развития новой техники. Поэтому не удивительно, что идея создания межконтинентальной крылатой ракеты принадлежит именно ему. Уже в 1947 году Келдыш обосновывал эту идею.

А когда возникла необходимость создания такой ракеты, он стал научным руководителем проектов «Бури» и «Бурана», двух типов межконтинентальных самолетов-снарядов для поражения целей на территории США. Работа конструкторских коллективов, к которой были привлечены ОКБ-301 главного конструктора С. А. Лавочкина и ОКБ-23 главного конструктора В. М. Мясищева, получила наименование «КРМД» — крылатая ракета межконтинентальной дальности.

Почему был назначен Келдыш? Да потому, что он входил в состав королевского Совета Главных конструкторов, прекрасно был знаком с результатами разработки экспериментальной крылатой ракеты, был наиболее информированным ученым по всем важнейшим научно-техническим проблемам, требовавшим решения при создании носителей ядерного оружия.

Главным конструктором крылатой ракеты «Буря» у С. А. Лавочкина был назначен Наум Семенович Черняков (позднее был главным конструктором Т-4 ОКБ П. О. Сухого).

Во время работы над «Бурей» в ОКБ-301 С. А. Лавочкина впервые в Советском Союзе была разработана и внедрена технология сварки титана, а также некоторые виды механической обработки этого материала. Вместе с титаном в конструкции «Бури» использовались и другие термостойкие материалы, применявшиеся для герметизации, различных покрытий, изоляции, остекления и т. д. Большинство из них к моменту создания «Бури» были не освоены в СССР, и их внедрение шло параллельно работам над ракетой.

Эскизный проект «Бури» был выполнен в августе 1954 года. Как и предлагал Королев, ракета была составной (двухступенчатой). После рассмотрения заказчиком эскизный проект ракеты был доработан в 1955 году, вес боевого заряда увеличили с 2,1 до 2,35 тонны. Вес МКР несколько увеличился (стартовый вес достиг 95 000 кг, вес маршевой ступени — 33000 кг). Для первой ступени ракеты «Буря» в ОКБ-2 главного конструктора А. М. Исаева с 1954 года разрабатывался четырехкамерный ракетный двигатель С2.1100 с турбонасосной системой подачи топлива. Вскоре началось изготовление стартовых ускорителей первой ступени на заводе № 207.

Отработка аэродинамической схемы ракеты проводилась на экспериментальных стендах в ЦАГИ и ЛИИ в натурных условиях на сбрасываемых с самолета масштабных моделях длиной около 2 м (работы велись под руководством Е. Д. Ямпольского).

Трагические испытания

После всесторонних наземных испытаний «Бури», успешно проведенных в полном объеме, в июле 1957 г. начался новый этап работ — летные испытания. В первых семи пусках отрабатывался начальный участок полета «Бури» до момента отделения ускорителей; целью следующих трех полетов была отработка динамики разделения системы и начала запуска маршевой ступени.

Вторая часть программы летных испытаний предусматривала полеты с работающей маршевой ступенью сначала по короткой дистанции, затем по длинной, с реальной отработкой всех агрегатов.

Первый пуск «Бури» (она значилась под кодом «350») состоялся 1 сентября 1957 года. Ракета взорвалась через несколько секунд неподалеку от стартового стола. Второй пуск — авария на 31-й секунде полета третий, — на 63-й, четвертый — на 81-й. Затем еще три неудачных пуска…

И лишь девятая машина 28 декабря 1958 года совершила расчетный полет. Затем на «Буре» появилась астронавигационная система наведения. 2 декабря 1959 года ракета пролетела 4000 километров и полностью выполнила программу полета. В СССР в атмосфере на скоростях порядка М=3 так далеко еще не летал ни один летательный аппарат.

К марту 1960 г. МКР продемонстрировала возможность устойчивого полета и работоспособность всех систем. В последнем пуске, проведенном 16 декабря того же года, ракета стартовала перед рассветом, а совершила маршевый полет днем, чем была доказана эффективность работы астронавигационной системы в любое время суток. Намеченная программа летных испытаний была выполнена.

Волюнтаристское решение

Схема ракеты

Схема ракеты «Буря"

© архив

5 февраля 1960 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о прекращении работ по проекту «Буря». Н. С. Хрущев посчитал, что вполне достаточно тех баллистических межконтинентальных ракет, которые создаются в КБ С. П. Королева, М. К. Янгеля и В. Н. Челомея.

Оставалось еще пять экземпляров «Бури», а потому испытания крылатой ракеты были продолжены. 16 декабря 1960 года состоялся последний пуск.

Работы по «Буре» шли с необычайным творческим подъемом. Создатели ее понимали, что они делают не просто оружие — они говорят новое слово в авиационно-ракетной технике, заглядывают в завтрашний день. И на фоне этого энтузиазма ошеломляющее впечатление на них произвел приказ руководства отрасли, суть которого сводилась к следующей фразе: «Работы прекратить. Все материалы уничтожить…»

М. В. Келдыш и С. А. Лавочкин попытались доказать руководству страны, что следует продолжить работы по проекту, так как очень много новых технологий и изобретений уже получено — ведь ученые вторглись в принципиально новую область техники, но денег в стране катастрофически не хватало, а С. П. Королев со своими ракетами вышел в лидеры. И это был единственный, пожалуй, верный выход.

Конечно же, Мстислав Всеволодович переживал, что проект «Буря», которому он отдал десять лет своей жизни, был закрыт. Однако он прекрасно знал финансовые возможности страны, технический уровень промышленности и ее возможности.

Интересно, что за рубежом были осведомлены о советских работах по МКР. Так, авторы «Международного справочника по управляемым снарядам и космическим аппаратам», изданного в 1960 году в США, Ф. Ордуэй и Р. Уэйксворд достаточно подробно описали «большой крылатый антиподный бомбардировщик Т-4А, находящийся в разработке в СССР» и даже поместили рисунок. Изображенный на нем летательный аппарат напоминает «Бурю». Они полагали, что советские разработки базируются на исследованиях немецких ученых Э. Зенгера и И. Бредта по сверхдальнему ракетному самолету периода второй мировой войны.

Максимальная дальность полета «Бури» составила 6500 километров и были предложены решения для ее увеличения. Один из участников тех событий, заместитель С. А. Лавочкина по испытаниям Леонид Закс, рассказывал, что как-то в руки конструкторов «Бури» попал американский журнал, в котором была представлена карта СССР с нанесенными точками взлетов и попаданий, а также трассами полетов отечественных ракет дальнего действия.

Там были все ракеты, кроме «Бури». Дело в том, что у НАТО в Турции были системы наблюдения, которые засекали верхнюю часть траектории полета советских баллистических ракет. Опираясь на законы баллистики, можно легко рассчитать остальную трассу ракеты, место ее взлета и падения. Но «Буря» была создана по другому принципу, кроме того, эта ракета могла совершить маневр в любой заданный момент, как ее внук «Авангард», поэтому по части ее траектории нельзя было рассчитать весь полет, определить место старта или попадания. Это тоже был успех.

Поэтому не удивительно, что до сих пор американцы называют «Бурю» «ракетой — невидимкой» или «самолетом-пулей». До сегодняшнего дня они не могут понять, почему эти работы были прекращены. Хотя сами американцы уже в1958 году свернули работы по аналогичной МКР «Навахо». Как они сами заявили по «техническим причинам»!

Ничто на Земле не проходит бесследно

Несмотря на быстрое прекращение работ по МКР, их результаты в дальнейшем широко использовались не только в ракетной, но и в авиационной и космической технике. Фактически на двигателях «Бури» и «Бурана» была создана отечественная школа СПВРД. Кроме того, проектные решения, проверенные на них, легли в основу разработок многих «прямоточек», установленных на зенитных и крылатых ракетах, которые по сей день находятся на вооружении.

К МКР вернулись значительно позже, уже на новом этапе развития авиационно-ракетной техники, когда на первый план выступили мобильность и оперативность применения, малозаметность и высокая точность. И здесь пригодился опыт «Бури», преломленный в зеркале современной науки и техники.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)