+4
Сохранить Сохранено 7
×

Слишком много шума: кто и зачем придумал стиль «нойз»


Слишком много шума: кто и зачем придумал стиль «нойз»

© Кирилл Конторщиков/pofaktam.ru

Формально нойз как музыкальный жанр произошел от таких направлений, как индастриал и эмбиент.

Но исторически он начал свой путь от концептуального искусства. И хоть классический нойз не имеет формы и ритма, в нем нередко используют вокальные семплы.

Считается, что отцом-основателем «искусства шума» является итальянец Луиджи Руссоло (о нем я писал в статье о звуковом дизайне, которую вы можете прочитать здесь.

© Кирилл Конторщиков/pofaktam.ru

Отмечу, что ключевым событием для экспериментальной музыки стала работа композитора Джона Кейджа под названием «4′33″», которая была исполнена в 1952 году.

А вот первым, кто стал из шума делать композиции, считается Бойд Райс.

© Кирилл Конторщиков/pofaktam.ru

Еще в 70-х он стал выпускать записи с немузыкальным шумом, которые позиционировались как законченные музыкальные произведения.

Кстати, сейчас Бойд выпускает музыку в рамках проекта NON, последний альбом был выпущен в 2019 году, его вы можете послушать здесь:

Говоря о нойзе, нельзя обойти стороной «Индастриал».

Концепция жанра выходит за рамки музыки и показывает, что никакой свободы нет и все люди изначально репрессированы массовым производством и средствами массовой информации.

Таким образом, музыка для индастриала — не музыка «в привычном понимании», а «инструмент унижения, подавления и уничтожения».

Само собой, в индастриале присутствует целая гамма нойза.

Один из ярких примеров – это композиция «Slug Bait» 1977 года, которую написали Throbbing Gristle.

Чуть ранее, в 1975 году отец-основатель великих The Velvet Underground Лу Рид выпустил очень спорную с точки зрения классического понятия музыки работу под названием «Metal Machine Music».

Весь альбом полностью состоит из звука заведенной гитары, которую прогоняли на разных скоростях.

LP был записан в его нью-йоркской квартире на четырехдорожечном магнитофоне за несколько часов.

Ну а теперь перейдем к стране, которая популяризировала нойз настолько, что появился отдельный поджанр под названием «Japanoise».

Думаю, вы поняли, что речь пойдет о Японии.

Это огромная и самобытная музыкальная сцена, которая оказала сильное влияние на развитие концептуальных жанров.

Более того, несколько десятилетий назад в стране восходящего солнца Джапанойз признали уникальным национальным явлением, в ответ на западную музыку.

И сейчас в Японии насчитывается несколько сотен нойз-музыкантов и коллективов, среди которых  Merzbow, Masonna, Aube, Contagious Orgasm, Melt-Banana, Boredoms, The Gerogerigegege и еще куча других.

© Кирилл Конторщиков/pofaktam.ru

В нашей стране нойз тоже был всегда востребован. Не так сильно, как в Японии, но тем не менее, даже в 2021 году вы можете сходить в какой-нибудь клуб Москвы или Питера и послушать как электронные музыканты крутят шум из аналоговых синтезаторов.

Что касается нашей необъятной, то принято считать Александра Индустриевича Лебедева-Фронтова центральной фигурой нойза.

Он был так же граффитистом и очень тесно общался с небезызвестным Сергеем Курехиным.

Можете поставить на фон его альбом 1998 года под названием «Fanatisch Eiskalt Maschine» 

Нойз-музыка может найти себе применение абсолютно во всем: от рока до поп-музыки.

Лично я никогда не был поклонником данного жанра и думаю, что многие мои читатели со скрипом на зубах могут послушать несколько минут того же Merzbow.

Может быть, через несколько десятков или сотен лет нойз успешно интегрируется в популярную музыку, и мы услышим совершенно новые, прежде невиданной красоты композиции.

Ну а пока можно довольствоваться экспериментальной электронщиной и звуками перегруженного трансформатора.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+4

 

   

Комментарии (0)