+9
Сохранить Сохранено 7
×

Хочу в офис: почему в России «не зашла» удаленка


Хочу в офис: почему в России «не зашла» удаленка

© Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

Большинству россиян и их работодателям не понравилось работать удаленно. По крайней мере, такой вывод напрашивается по результатам социологического опроса, проведенного порталом «Работа.ру».

Что-то дома нам не сидится…

Как выяснили авторы исследования, за последний год на дистанционную работу хотя бы временно переводились порядка 27% опрошенных. При этом, большинство из них уже вернулось на свои рабочие места.

70% респондентов перешли на работу из дома еще весной 2020 года, но после начала осенней «второй волны COVID-19» таковых оказалось только 19%. На сегодняшний день на удаленке остаются только 30% тех, кто был отправлен туда в предшествующие месяцы. Работают же из дома целый год, то есть с начала ограничений, введенных в марте 2020-го всего лишь 5% опрошенных. 15% совмещают работу из дома с визитами в офисы, тогда как 55% — вернулись к обычному режиму.

Прочь с удаленки

Учитывая, что в большинстве западных (и не только) стран значительная часть населения по-прежнему работает из дома (если вообще работает), ситуация в России выглядит довольно необычно. Казалось бы, удаленная работа является явным шагом вперед в деле организации труда и трудовых отношений, и одновременно удобна как для работников, так и для работодателей. Однако, судя по приведенной статистике, и те и другие думают несколько иначе. Выяснить почему россияне и их работодатели так быстро отказались от удаленного режима, «Ридус» решил у ряда экспертов и работодателей.

Меня не удивляют статданные, о том, что на удаленке «засиделись» лишь 5% сотрудников, — рассказал «Ридусу» генеральный директор компании «Млесна» Сергей Демин. — В моей компании уже летом все сотрудники были на рабочих местах, и это  их самостоятельное решение. Да, многое можно сделать удаленно, применяя современные технологии. Но в тех моментах, где требуется коллективная работа и молниеносное принятие решений, удаленка — не выход.

По словам топ-менеджера, при работе вне офиса у человека по-разному распределяется личное и рабочее время.

Я прекрасно понимаю, что сделать отчет, составить необходимую документацию можно и поздней ночью, но такой режим выбивает из нормального ритма. Значительно удобнее, когда персонал трудится в определенное время и ты, как руководитель, в этот же период оцениваешь их работу, — считает Демин.

Говоря о соблюдении рабочего графика, он обращает внимание на то, что следование ему полезно не только с точки зрения эффективности работы, но и, потому что это обеспечивает нормальный режим работы и отдыха. Многие работники, находясь на удаленке перерабатывали, испытывали стресс из-за постоянного нахождения дома, после чего были вынуждены обращаться за помощью к психологам.

По мнению Сергея Демина, крайне важно, чтобы условия и правила удаленной работы были четко отрегулированы законодательством.

Законодательные основы, которые внедрены с 1 января, я считаю, созданы не зря, — говорит он. — У нас есть большое число специалистов, к примеру, в сфере IT, которые в принципе часто работали дистанционно и до наступления пандемии, но это, как правило, закреплялось лишь устным соглашением. Теперь в законе четко предложены формы удаленной работы, так что выстраивать взаимоотношения с такими вольными сотрудниками будет проще.

Нет единого мнения о пользе или бесполезности удаленки и у руководителя проекта BusinessWorld. expert Олега Чернова.

Сотрудники на удалëнке — экономия возможного рабочего времени для работы или семьи, ввиду отсутствия трафика на дорогу, — пояснил он «Ридусу». — Но, и минусы тоже имеются — это отсутствие непосредственной коммуникации между сотрудниками, возможное понижение заработанной платы. Хотя, в то же время это плюс для работодателя. И ещё, конечно же, преимущество — офисные расходы, которыми можно пренебречь.

Минусов больше чем плюсов

К такому выводу приходит консультант по стратегическому маркетингу, автор курса «Управление сбытом» в РАНХиГС, учредитель ООО «Экспорт-Трейд», член Политсовета регионального отделения Партии Роста в Ростовской области Аркадий Мурзаев.

Честно говоря, мне непонятен ажиотаж вокруг работы на удаленном доступе. Исходя из технических возможностей, такой формат был дозволен уже лет 10 назад. Я сам, когда создавал Центр дополнительного профессионального образования, был уверен, что это современный и очень удобный способ значительно снизить операционные издержки предприятия, — поделился своим опытом Аркадий Мурзаев. — Поэтому в 2016 году в моем офисе находился всего один сотрудник. Но буквально через 3 месяца суровая реальность разбила все мои прекраснодушные иллюзии. Производительность персонала в домашнем режиме упала в несколько раз! Причем это выражалось в совершенно конкретных цифрах показателей, упавших почти в три раза. Надо отметить, что значительную часть оплаты труда составляла выплата, пропорциональная достигнутому результату. И все равно, данный стимул сотрудников, находившихся на удаленке, не мотивировал.

По словам Мурзаева, когда через три месяца его компания вернулась к привычной работе в офисе, эффективность моментально выросла примерно в 3,5 раза.

В связи с этим, бизнесмен полагает, что к данной теме надо подходить без излишней эйфории. Существуют категории сотрудников, с которыми можно организовать вполне эффективное дистанционное взаимодействие. Например, упрощенная форма отчетности и отсутствие большого объема первичной документации позволяет держать на удаленке бухгалтерию. В таком режиме вполне возможно пользоваться услугами не регулярного характера, например, копирайтеров, сисадминов (если все оборудование уже установлено), специалиста по сайту и т. п.

Если же функциональные обязанности сотрудника крайне важны для организации в целом или для отдельных структур, если к этому сотруднику приходится часто обращаться и он должен быть включен во внутренний информационный обмен, то перевод такого человека на удаленку крайне нежелателен. Напротив, это приведет к существенным проблемам во взаимодействии внутри компании.

По мнению Мурзаева, смысл совместного нахождения сотрудников в одном офисном пространстве во многом заключается в том, чтобы не только получать необходимую в работе информацию, но и понимать ее контекст. Он же зачастую не менее важен для того чтобы эту информацию правильно воспринимать и трактовать.

Я не могу представить, как проектная группа, работающая над разработкой общего задания, сможет эффективно наладить взаимодействие и коммуникацию между собой на удаленке, — говорит бизнесмен. — Почему я уделяю такое внимание именно информационному обмену? В моей практике были случаи, когда сотрудники в одном кабинете не могли наладить нормального делового общения, что становилось причиной материальных потерь из-за недополученных данных.

Аркадий Мурзаев пытается смотреть на удаленную работу в том числе и глазами рядовых сотрудников, в результате чего, по его мнению, также вырисовываются преимущественно минусы, а не плюсы. По его словам, дома крайне сложно сконцентрироваться на служебных вопросах, так как здесь возникает множество отвлекающих обстоятельств. Сама по себе смена обстановки — из дома в офис и наоборот, также, по мнению бизнесмена, очень важна для человека в психологическом плане, поскольку позволяет физически отделять друг от друга различные сферы его жизнедеятельности, набор решаемых задач, круг общения и т. д.

Удаленка — удел ненужных?

В конце своего монолога Аркадий Мурзаев озвучил вывод, относительно того, какое место удаленная работа займет в скором будущем:

Смею предполагать, что в ближайшем будущем удаленка займет свое достаточно скромное место среди других форм трудоустройства. Никаких особых преимуществ для бизнеса она не создает, за исключением одного: можно убрать из офиса тех, кто реально особо не нужен и от кого не зависит эффективная реализация важнейших бизнес-процессов. Поэтому на месте сотрудников, которых перевели на удаленку, а потом не вернули в офис, я бы особо не радовался. Все самое нужное любой руководитель держит при себе, а не в дальнем шкафу.

Несмотря на то, что удаленка преподносится сегодня, как едва ли не главный тренд, который будет определять трудовые взаимоотношения в недалеком будущем, точка зрения представителей бизнеса также выглядит весьма убедительной. Очевидно, что единого абсолютного решения по этому вопросу не было, и нет, и реальное положение дел, будет зависеть от целого ряда конкретных факторов, определяющих те или иные бизнес-процессы в то или иное время.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+9

 

   

Комментарии (0)