Почему в России снова растут цены на бензин

© Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

В России снова растут цены на бензин. В пятницу стоимость Аи-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в моменте поднималась до 55,75 тысяч рублей за тонну, обновив достигнутый в мае 2018 года исторический максимум (55,43 тысячи рублей за тонну). С начала года оптовая цена самой востребованной марки горючего увеличилась на 12,33%.

Ранее Росстат сообщал о подорожании топлива в рознице в первую неделю марта – на 0,3% (при общей инфляции в 0,2%). При этом Аи-92 и Аи-95 в среднем прибавили по 11 копеек на литр, их цена выросла до 44,38 рубля и 48,03 рубля за литр соответственно.


Почему они растут

© Никеричев Андрей/Агентство «Москва»

В Минэнерго рост цен на бензин объясняют сезонным повышением спроса на топливо, который еще больше возрос на фоне заморозков, а также общим «изменением индекса потребительских цен» с начала года.

Цены на топливо (на бензин и дизель) растут по причине начала высокого сезона. Весной начинается время сельхозработ, и повышенный спрос всегда в это время вызывает определенный рост стоимости, — соглашается с выводами министерства руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

Дополнительным фактором для подорожания топлива внутри страны эксперты называют высокие цены на нефть на мировом рынке. В таких условиях российским производителям выгоднее продавать нефть и нефтепродукты на экспорт. И хотя влияние этого фактора на розничные цены сглаживает механизм демпфера, на бирже они все равно растут, что в итоге отражается и на конечной стоимости. Сказывается и рост акцизов на 4% с начала года.

Рост продолжится

© Иванко Игорь/Агентство «Москва»

Топливо и дальше будет дорожать, прогнозируют эксперты. С приходом тепла и сухой погоды автомобилисты начинают активнее использовать свой личный транспорт, выезжают на дороги «подснежники» (водители, которые в зимних условиях на своих машинах не ездят). Впереди лето – пора отпусков. Многие предпочитают путешествовать на автомобилях, причем пандемия, по наблюдениям представителей турбизнеса, лишь усилила этот тренд. Так что и бензин будет приобретаться в больших объемах.  

Правительство обещает, что стоимость топлива не вырастет больше уровня инфляции. В это году она должна составить максимум 4,2% (по крайней мере, к такому показателю стремится Центральный Банк).

Но в феврале инфляция составила 5,4%, в марте уже 5,7%. И вполне возможно, что цены на бензин и дизель весной также начнут расти в соответствии с этой динамикой из-за высокого спроса. В дальнейшем, возможно, цены немного снизятся, однако прогнозировать их уровень довольно сложно, - сказал Артем Деев «Ридусу».

Многое будет зависть и от курсовой политики, отмечает независимый эксперт Дмитрий Адамидов. Традиционно при росте мировых цен на нефть российский рубль тоже заметно укрепляется, напоминает он, но сейчас национальная валюта на повышение котировок черного золота реагирует довольно слабо.

Это тоже может спровоцировать рост цен. Процентов на 15% цены запросто могут вырасти. В любом случае, это будет больше, чем инфляция, о которой заявляет Росстат, - уверен аналитик.

Повышение стоимости топлива внесет свою лепту и в общий рост цен. Реальная инфляция в этом году точно окажется двузначной, не сомневается эксперт, а вот насколько – будет зависеть от денежно-кредитной политики государства. Если рубль начнет укрепляться более ощутимо, то и цены будут расти не так быстро.

Судя по продуктовой инфляции, на цены влияет слишком много факторов, отмечает Артем Деев, а механизм демпфера внедрять по всем направлениям государство не сможет (сейчас предложено также демпфировать поставки растительного масла на внутренний рынок).

Это метод затыкания дыр, которых становится все больше. Между тем, уже в 61 субъекте РФ цены на бензин выросли более чем на 0,5%, - рассказывает он.

Стабильность любой ценой

© Любимов Андрей/Агентство «Москва»

10 марта российское правительство согласилось скорректировать в пользу нефтяных компаний формулу демпфирующего механизма. Его задача – избежать резких колебаний цен на топливном рынке. Суть в том, что государство компенсирует нефтяникам упущенную выгоду, если экспортные цены на бензин и дизель выше условных внутренних. Но если топливо в России становится дороже, чем на внешних рынках, уже нефтекомпании доплачивают в бюджет.

Именно из-за действия этого механизма в прошлом году топливо на российском рынке почти не подешевело, несмотря на резкий провал цен на нефть. Но нефтяные компании все равно оказались в проигрыше. В 2019 году они «заработали» на демпфере 282 миллиарда рублей, и еще 23 миллиарда – в первые два месяца 2020-го, а за оставшиеся десять отдали в бюджет порядка 400 миллиардов рублей.

В январе цены на нефть вернулись на доковидные уровни, но компенсации нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок стали меньше. Дело в том, что условные внутренние цены в демпфере каждый год индексировались на 5%, опережая фактический рост цен в рознице (в 2020 году, по данным Росстата, они прибавили всего 2%). В результате сильно упала рентабельность АЗС: они оказались между «молотом» возросших оптовых котировок и «наковальней» розничных цен, которые не должны расти быстрее официальной инфляции.

Еще в начале года нефтяники попросили привязать демпфер к реальной инфляции, и власти после некоторых колебаний пошли навстречу. Это повысит расходы бюджета, но позволит сдержать повышение цен. В целом по отрасли компенсации нефтяникам увеличатся на 135 миллиардов рублей в год, подсчитали в VYGON Consulting.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)