+1
Сохранить Сохранено 7
×

Monkey business, или Вся правда о «мартышкином труде»


Татьяна Рыбакова

Более 20 лет пишет об экономике и ее роли в жизни общества для ведущих деловых и общеполитических изданий. Автор книг о Сербии, ставших открытием на российском рынке. Лауреат премии «Золотое перо» за книгу «Вкусная Сербия», неоднократно награждалась за публикации по экономике в российских СМИ. Имеет экономическое, литературное и психологическое образование. В настоящее время живет в Сербии.

Все статьи автора

Monkey business, или Вся правда о «мартышкином труде»

Давно такого не было и вот опять: все сбиваются с ног, чтобы раздобыть приглашение в ClubHouse. В закрытый клуб, где можно послушать известных людей, попасть «с улицы» практически невозможно, несчастным обладателям «беспонтовых» Android эта новая привилегия тоже пока не доступна. Знаменитые блогеры уже все там, компании открывают свои «комнаты», в Телеграм-каналах все чаще пишут: «А более подробно мы об этом поговорим в ClubHouse».

Последний раз я такое наблюдала, когда свою новую соцсеть запустил Google — кстати, как она называлась? Не помню.

Не знаю, повторит ли новомодная «болталка» судьбу той «гугловской» соцсети или она станет конкурентом Фейсбука. Суть в другом — в скорости, с которой ринулись в нее все желающие повысить монетизацию своего бизнеса. Это говорит о многом, но мне бы хотелось остановиться на том, как изменилось за последнее время само понятие работы.

Когда лет десять назад шли разговоры о том, что интернет убьет «бумажную» прессу, журналисты посмеивались. В самом деле, казалось, как можно сравнивать СМИ, с их фактчекингом, комментариями видных экспертов, профессиональными работниками (причем, часто журналист имеет и профильное своему направлению образование) — и каких-то блогеров?

Время показало, что ошибались обе стороны. «Бумажная» пресса отлично освоилась в интернете, сегодня многие популярные СМИ часто и вовсе не имеют бумажного носителя. Однако, и блогеры не пропали. У них теперь тоже появляются видные эксперты и знаменитости, их читают и смотрят (а теперь еще и слушают) миллионы посетителей. Конкурируют они не с газетами, а с телевидением: эффект Дудя — не чисто российское явление. В арсенале остальных СМИ просто появился еще один удобный источник получения информации: требующий верификации, конечно, но зато куда более обильный и разнообразный, нежели информационные агентства.

В чем апологеты интернета оказались правы — так это в перспективности работы в интернете. За десять лет интернет-бизнесы стали весьма прибыльным делом. Доходы известных блогеров и не снились самым известным журналистам. Агентство интернет-маркетинга с легкостью обойдет по прибыльности недавно еще популярное агентство наружной рекламы. Открыть интернет-магазин много дешевле, чем традиционный, а доходы, при грамотном продвижении, не меньше, а то и выше за счет расширения охвата территории.

Правда, минусы тоже существенные. Да, известный блогер может стать миллионером. Однако надо понимать, что стоять он будет на костях сотен тысяч блогеров, которым так и не удалось заработать, чтобы хотя бы покрыть расходы. Да, агентство интернет-маркетинга легко опередит традиционное рекламное агентство — но его так же легко «съедят» тысячи конкурентов. Та же история с интернет-магазинами. Работа в интернете недаром называлась, в свое время, monkey business: нужно много и долго работать бесплатно или за совсем небольшие деньги в надежде когда-то начать зарабатывать очень много. Увы, чаще всего надежды не оправдываются. Мартышкин, короче, труд.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Похоже, таким monkey business скоро придется заниматься всем нам.

Во всем мире, как свидетельствует статистика, растет число самозанятых и фрилансеров. Отдавать на аутсорсинг, то бишь, сторонним исполнителям, все, что только можно перепоручить, стало всеобщим трендом. Теперь, в эпоху ковида, идут разговоры, что эта практика расширится неимоверно.

Казалось бы, что тут плохого? Занимаешься тем, чем хочешь, когда хочешь, где хочешь и сколько хочешь. Да еще имеешь шанс, живя в глухой провинции, работать на солидную фирму. Разве плохо гордо сообщать при знакомстве: «Я работаю в Гугл»?

Вот только не в Гугл вы работаете. В этой компании работают те, кто по-прежнему скучно сидит в офисе (ну, как минимум, регулярно туда приходит). А вы работаете на Гугл. Улавливаете разницу?

Причем заниматься приходится не тем, что хочешь, а тем, за что платят. А платят, так как ты не штатный сотрудник, обычно за работу, которая либо слишком трудоемка, либо неинтересна, либо слишком дешевая для того, чтобы работник занимал дорогое офисное кресло. Таким образом, трудиться, чтобы поддержать приемлемый уровень жизни, приходится больше: ни тебе восьмичасового рабочего дня, ни обеденного перерыва. Конечно, если ты гений производительности, то сможешь работать меньше, чем в офисе. Однако, тогда трудно не соблазниться и не взять еще один заказ — деньги никогда лишними не бывают.

Блогерам и ведущим всевозможных онлайн-курсов и консультаций еще сложнее: конкуренция бешенная, заработки нестабильные. К тому же, огромные траты на продвижение своих услуг.

Разумеется, практически всегда нет и речи о социальных гарантиях: ни тебе выплат по болезни, ни пенсии.

В общем, одно слово — monkey business.

Нерадостная картина? Но это как посмотреть.

Да, никаких соцгарантий — зато нет и огромных соцвыплат. Причем, с неизвестным результатом. Сам откладываешь, сам инвестируешь свои деньги, создаешь «подушку безопасности», личный пенсионный фонд и фонд на детей. Благо, сегодня для этого есть все возможности.

Работать приходится больше, да и самостоятельное инвестирование требует времени, сил и сообразительности — но и отдача гораздо выше. А в случае удачи — получишь столько, сколько никогда бы не заработал в офисе.

Да, работа может оказаться гораздо более хлопотной — но и профессиональный рост окупается гораздо лучше, а твоя карьера не зависит от прихоти начальства и козней сослуживцев.

Не такой уж он и плохой, monkey business. Хотя пряников, конечно, опять не хватает на всех.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)