Российские ученые выяснили, что бактерии могут путешествовать в космосе

© Pixabay

Обитатели свалок и сточных вод — бактерии вида Methanosarcina mazei, выделяющие метан и присутствующие в пищеварительном тракте человека и животных — могут прекрасно переносить дальние полеты в космосе. К такому выводу пришли российские ученые по итогам исследования, проведенного на Международной космической станции.

Эксперимент «Тест», о котором идет речь, проводился на МКС в период с 2010 по 2020 год. В рамках научных работ на внешней поверхности станции размещали контейнеры с микроорганизмами. Под действием условий открытого космоса бактерии находились от 12 до 24 месяцев.

Выяснилось, что холод и космические лучи за два года не смогли убить крохотные живые существа. В контейнерах сохранилась жизнеспособная популяция клеток Methanosarcina mazei. Ученые сделали вывод, что геном бактерий содержит механизмы, защищающие от воздействия вакуума, ультрафиолета, перепада температур и других негативных факторов.

Эксперимент проводился Институтом медико-биологических проблем, Институтом биохимии и физиологии микроорганизмов имени Скрябина и Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения. Работу финансировал Российский фонд фундаментальных исследований. Ученые хотели получить представления о физиологических особенностях микроорганизмов, которые, возможно, обитают на других планетах, а также понять, как они могут приспосабливаться к неблагоприятным условиям.

Как отмечается в статье журнала «Авиакосмическая и экологическая медицина», клетки защищаются от воздействия космоса сложно организованной трехслойной оболочкой. Подобный «щит» не образуется в земных условиях даже при облучении ультрафиолетовыми лучами.

«В настоящее время сформирована доказательная база существования у микроорганизмов в условиях, неблагоприятствующих росту, универсального механизма защиты жизненно важных внутриклеточных структур, и прежде всего нуклеоида, от повреждающих воздействий, голодания, окислительного стресса и других», — цитирует РИА Новости текст статьи.