+2
Сохранить Сохранено 7
×

Почему бизнес постепенно уйдет из офисов


Почему бизнес постепенно уйдет из офисов

© Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ru

Адаптируйся или закрывайся — перед таким выбором во время пандемии оказались многие компании. Строгие ограничения едва не парализовали экономику. Вход и выход из дома по пропуску, приказ о переводе сотрудников на удаленку — не всем удалось привыкнуть к новому порядку вещей. Однако теперь, когда ограничения на офисную работу сняты, многие компании не спешат возвращаться в офисы.

Почему так происходит?

Вернется ли бизнес в офлайн?

Роспотребнадзор понемногу зажигает «зеленый свет» для тех, кто соскучился по офисной работе. Регионы один за другим отменяют ограничения и, в общем-то, дают работодателю право самому решать, как именно он хочет выстраивать рабочий процесс.

Но в итоге, как показывают опросы, только четверть российских компаний готовы вернуться в офис на полный рабочий день. На мой взгляд, пандемия и ограничения просто подтолкнули процесс, который начался давно параллельно со всеобщей цифровизацией. IT-компании, онлайн-магазины, менеджеры еще до пандемии часто работали в удаленном формате.

Для них со вводом ограничений ничего не поменялось. Но остальным, конечно, пришлось адаптироваться. Поговорить с коллегами, взять интервью можно по видеосвязи, оперативку провести в формате онлайн-конференции, а написать текст или смонтировать видео несложно и за домашним ноутбуком.

Понятно, что в некоторых профессиях (например, строительство или производство) в онлайн не уйдешь. От них, собственно, никто этого и не требовал. Но те же агентства недвижимости заменили «живой» показ объекта на виртуальный тур и даже заключали сделки на дистанте. Музыканты устраивали концерты онлайн — это приносило хоть и небольшой, но все же доход. Понятно, что сфера развлечений или риелторское дело вернулись в офлайн при первой возможности. Но зачем возвращаться с удаленки тем же работникам колл-центра или банковским аналитикам?

© pixabay.com

Многие работники, очевидно, и сами не хотят возвращаться в офисы. И не все работодатели заинтересованы в возвращении привычного режима работы. А какой в этом смысл?

С марта бизнес всех отраслей искал варианты выхода из ситуации. Работодатели закупали специализированный софт, позволяющий работать удаленно, кто-то докупал работникам гарнитуру для работы из дома — работодатель инвестировал именно в удаленный режим работы. А параллельно экономил на других расходах — на той же оплате коммунальных услуг, содержании офисных помещений. При работе «на дистанте» работодателю не пришлось закладывать в перечень расходов противоэпидемические меры, а это тоже немалые суммы. Почти год ушел на выстраивание новой системы работы. Работодатели наладили новые каналы связи, перестроили документооборот компании, вложились в защиту от кибератак. Логично, что сейчас бизнес не хочет новых перемен.

Считается, что контролировать работу сотрудников на расстоянии сложнее. Но это спорный вопрос. Все зависит от того, какого именно контроля хочет работодатель. Есть множество видов отличного софта, который позволяет вести удаленный учет рабочего времени. Программа посчитает все что угодно, вплоть до количества кликов мыши. Если нужно, начальник будет получать скриншоты рабочего экрана подчиненного с интервалом в минуту. Есть софт, позволяющий следить за работником через веб-камеру ноутбука, а алгоритмы программы посчитают, сколько раз работник отвлекался на перекус или разговор с членами семьи. Но лично мне такие способы контроля KPI (от редакции: KPI — ключевые показатели эффективности) кажутся слишком назойливыми. И они не дают реального представления о работе сотрудника. У Принстонского университета есть очень интересное исследование на эту тему. Оно показало, что сотрудники, которым предоставляют больше автономии, работают эффективнее, потому что чувствуют доверие работодателя.

Кроме того, работодатель заинтересован оплачивать не просиживание за монитором, а результат работы. Например, количество обслуженных работником колл-центра вызовов или число отработанных заявок у менеджера по работе с претензиями. Показатели автоматически считают рабочие программы, у руководителя есть постоянный доступ к этой информации, и это намного эффективнее, чем банальный учет времени.

У дистанционки есть еще одна особенность — ощущение бесконечности рабочего дня. Задание от начальника может поступить и поздно вечером. Терять работу никто не хочет, поэтому люди вынужденно соглашаются на переработку, часто неоплачиваемую. Но мне кажется, это мало зависит от того, работает человек офлайн или удаленно. Ничто не мешает тому же начальнику среди ночи поднять сотрудника и попросить его приехать в офис.

Другое дело, что дистанционная работа мотивирует сотрудника самостоятельно планировать свое время. Весной, когда закрылись детские сады и школы, работающим родителям пришлось тяжело, и это мягко говоря. В течение дня у них почти не оставалось времени на выполнение своих профессиональных обязанностей. В таком случае работа по ночам — это выход из положения. Но я согласен с тем, что нам не хватало нормативно-правовой базы, которая регламентировала бы дистанционные трудовые отношения. Минтруд исправил это упущение, и сейчас дистанционные работники обладают теми же правами и обязанностями, что и офлайн-сотрудники.

Какие изменения повлечет массовый переход в онлайн?

© Авилов Александр / Агентство «Москва»

Ну, во-первых, в онлайн-режим уйдут не все. Мы уже говорили о таких сферах, как производство или строительство, сюда же можно добавить транспорт и доставку. Да, мы уже начали привыкать к онлайн-тренировкам или обучающим онлайн-семинарам, но при первых же административных послаблениях все это вернулось в очный режим. Например, услуги онлайн-нянь пользовались спросом, только пока действовал режим самоизоляции. Сейчас, конечно, люди охотнее заплатят той няне, что придет и посидит с ребенком, чем той, которая почитает малышу сказку в скайпе. То же самое можно сказать о фитнес-тренерах, о бьюти-индустрии, event-сфере — эти профессии останутся в офлайне, скорее всего, навсегда.

А вот в тех сферах, где дистанционный формат работы оказался успешным, уже вряд ли от него откажутся. Юридические консультации, услуги репетиторов, дизайнерские или IT-услуги вполне могут остаться на удаленке.

И это, конечно, будет иметь последствия. В первую очередь — для владельцев коммерческой недвижимости. В 2020 практически все они (кроме, пожалуй, владельцев складов) несли серьезные убытки. Например, средний размер арендуемых офисных площадей по итогам 2020 года уменьшился на 40%. Доли вакантных площадей в Москве выросли до 12%, а в Петербурге — до 10%, при том что до пандемии мегаполисы испытывали дефицит офисных помещений. В целом у дистанционного формата работы есть свои плюсы и минусы. Но рынку труда, как и бизнесу в целом, придется приспосабливаться к новым реалиям и учиться отвечать на вызовы времени.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (2)

  • Владимир
    Владимир 26 февраля 2021

    Наш человек беден! Именно беден и ютится в однушке/двушке с котом и домочадцами. И это мало способствует эффективной работе. Эффективно можно работать в своем кабинете с шумоизоляцией- в виде еще пары комнат: библиотеки, зала и т.д. Главный смысл :труд требует наличие специально отведенного для этой цели места! А Где такое место в хрущевке/панельке? Вот поэтому я и не верю в дистанционную работу. Спасибо за статью.

    Ответить
    1 +
  • Бенджамин
    Бенджамин 26 февраля 2021

    В большинстве современных офисов, в "аквариуме", где в одной комнате сидит 40-80 сотрудников, тем более, нет места для работы. И на фоне этого, хрущевка куда лучше.

    Ответить
    1 +