Расчеловечивающий ковид: как пандемия лишает общество морали

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Пандемия перевернула человеческие отношения во всех сферах. На работе мы стали лучше относиться к дистанционным коллегам и больше работать. В семье, увы, у многих ухудшилась атмосфера: круглосуточное общение с домашними плохо сказывается на самочувствии, особенно, если в доме дети, учащиеся на дистанционке. Мы стали ненавидеть толпы в торговых центрах и полюбили дачную жизнь. Но больше всего изменилось отношение к самим себе.


Здоровые цели, здоровые мысли

© pixabay.com

Консалтинговая компания Deloitte ежегодно проводит опрос представителей молодых поколений по ключевым вопросам: экология, работа, здоровье, семья и так далее. В 2020 году в исследование впервые вошли не только миллениалы, родившиеся на стыке двух веков (1981-1995), но и зумеры (1996-2005). Как выяснилось, различия между первыми и вторыми – кардинальны, причем особенно они стали заметны как раз в период пандемии.


Старшее поколение, бумеры, люди 40+, как ни назови, но в России они часто подвергаются остракизму со стороны миллениалов. Их считают отработанным материалом, негибкими и медленными. Миллениалам непонятно, зачем бумеры «работают за копейки», зачем рожали детей, когда не было миллионов на счету, почему не рвут на части коллег ради карьеры и не путешествуют каждый свободный день своей жизни.


Один популярный блогер (не будем называть его имени) даже отказал людям старше 35 в праве заниматься политикой, назвав их «уставшими, разочарованными и опустившими руки». И такое отношение, проецируемое буквально из каждого утюга, в последние 10-15 лет считается в стране нормой. Но времена меняются: у бумеров и зумеров (внезапно!) оказалось много общего, а вот многие идеи, популярные у миллениалов, все больше приобретают статус токсичных.


Итак, в чем же разница поколений? Во-первых, если миллениалы тревожатся за свое здоровье и неравенство в распределении доходов (70%), то молодые больше обеспокоены коррупцией и безработицей (60%). При этом они с оптимизмом глядят в будущее - 29% среди опрошенных, а вот предыдущее поколение не так оптимистично – 22%. Это выглядит так, будто зумеры готовы менять мир к лучшему, и их заботят проблемы общества в целом, а вот для миллениалов характерны тревоги, относящиеся к собственному, личному благополучию. При этом 43% зумеров уверены, что их финансовое положение улучшится, а среди более старших россиян такую уверенность испытывают только 36%.


«Да вы токсичны, батенька!»

© pexels.com

Миллениалы, те самые, которые стирают насмешками в пыль поколение, рожденное в 70-х, оказывается, сами довольно тяжелы на подъем. Если до пандемии 57% из них готовы были сменить работу, то после прихода коронавируса они резко сменили позицию: рискнуть хотят всего 36% из них. Зумеры по-прежнему мобильны: 53% могут с легкостью поменять работу, причем только 14% из них готовы проработать на одном месте больше 5 лет. Среди миллениалов таких 32%. Миллениалов (45% в среднем), больше всего волнует разница между зарплатами руководителей и линейных сотрудников, а вот зумеров – примерно в равных долях – влияние производства на экологию, общественно-политическая позиция руководства и баланс зарплат. Как видим, молодое поколение озабочено этикой отношений, ему небезразличны гражданская позиция и сохранение окружающей среды.


Небольшое отступление от статистики: по исследованиям российских кадровых агентств, работодатели испытывают трудности в работе и с миллениалами, и с зумерами. Первые не хотят напрягаться, вторые могут сорваться даже с очень хорошего места – если они «выгорели», их мировоззрение диссонирует с мировоззрением руководства, или просто захотелось пожить для себя. При этом зумеры все чаще (а с приходом COVID-19 эта тенденция усилилась) отказываются брать кредиты, ипотеки, автомобили и избегают создавать семьи. Поэтому жизнь в условиях строгой экономии их не пугает, даже при отсутствии поддержки родителей. Мы вступаем в новую эпоху общественного развития, того самого высокоосознанного социума, к которому стремились: собственническое, эгоистическое, вредное для окружающих поведение все чаще признается токсичным; свобода выбора становится выше личных нужд; общественное благо перестает быть смешным термином, и становится реальной ценностью. Однако есть и побочные эффекты.


Ну, а деточки? А деточки - потом

© pexels.com

По последним данным, примерно 46% россиян от 18 до 45 не готовы заводить детей. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на результаты исследования Национального агентства финансовых исследований. Интересно, что детей не хотят 51% женщин и только 41% мужчин, что связано, скорее всего с тем, что именно на женщину ложится репродуктивный труд, при этом никто не отменяет ее параллельную работу и учебу. К тому же им приходится работать больше, чем мужчинам: в 2019 году официально было признано, что труд женщины в России оплачивается на 30% ниже мужского. А о том, что репродуктивный труд в стране не ценится, говорит уже факт, что только 2,5% мужчин выходят в декрет, а с больными детьми они сидят как минимум в 4 раза реже. Из 17 млн. российских семей 5 млн. – это матери-одиночки, и только 600 тыс. отцов-одиночек. В среднем на работы по дому мужчины тратят времени в 2,6 раз меньше, чем женщины. Все это снижает привлекательность семьи, а вот одиночного образа жизни - повышает.


Цифр говорят за то, что крепнет тренд осознанного деторождения, но, с другой стороны, причины этого не очень радуют: на отсутствие партнера жалуются 15% россиян, на плохое материальное положение – 40% и на отсутствие жилья – еще 12%. Этому способствует и рост тревожности: те, кто постарше, люди от 26 до 40, испытывают стресс довольно редко – каждый третий. А вот среди молодых доля выше – уже 40%. Конечно, в таких условиях семью заводить не хочется: и потому молодые все больше склонны решать общественные проблемы, и все меньше готовы концентрироваться на лично-семейных. Более лояльно зумеры относятся и к старшим поколениям (45+): не принимая их методов действий, но понимая причины, они не опускаются до осуждения.


Карантин, закрывший нас в квартирах и ограничивший общение сетью интернет, окончательно поменял общество. Теперь нам очень просто найти сторонников и врагов – достаточно написать пост или даже однострочный комментарий. Зато крайне сложно – спутника жизни. Мы можем с легкостью поменять работу, профессию, место жительства. Но с трудом найти слова для того, чтобы корректно выразить свое отношение к поведению токсичного человека. Мы стали больше ценить природу и меньше – свою жизнь. Возможно, это и вправду неочевидные изменения, но чем старше будет становиться поколение Z и приходящее ему на смену поколение-альфа, тем чаще мы начнем их замечать.


Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)