Тест на вменяемость: можно ли на бирже не «остаться без штанов»

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Банк России опубликовал исследование рынка брокерских услуг. За девять месяцев 2020 года активы на брокерском обслуживании физических лиц возросли на 1,2 трлн руб., до 6,7 трлн рублей. При этом только в третьем квартале они увеличились на 0,8 трлн руб. Аналитики поясняют, что снижение ставок по банковским вкладам подтолкнуло граждан энергичнее искать альтернативные варианты вложений. Однако возможности финансового рынка могут принести не только доход, но и убыток — об этом в погоне за прибылью многие забывают. Так что государство в лице ЦБ намерено защитить граждан от соблазнительных инвестиционных предложений и необдуманных решений. Посмотрим, как именно.


Начинающим выписали тест

Чтоб решить проблему защиты прав розничного инвестора, Банк России принял активное участие в подготовке поправок в законодательство, которые вводят тестирование для неквалифицированных инвесторов. Но срок начала этого тестирования планируется перенести на 1 октября 2021 года (с 1 апреля 2022 год), и до начала тестирования предполагается запретить продавать сложные финансовые продукты неквалифицированным инвесторам (законопроект внесен в Госдуму).

До внедрения тестирования неопытные, неквалифицированные инвесторы смогут свободно инвестировать только в наименее рискованные активы (в частности, государственные облигации (ОФЗ), корпоративные облигации с высоким рейтингом, паи биржевых и открытых ПИФов, акции надежных российских и иностранных компаний). А сделки с более сложными финансовыми инструментами будут доступны только квалифицированным инвесторам либо тем, кто пройдет специальное тестирование (после его старта) у профессиональных участников финансового рынка – брокеров или управляющих компаний. Оно даст начинающему инвестору возможность трезво оценить свои силы до совершения сделки, а брокеру не позволит продать человеку инструмент, рисков которого он не понимает.

Поскольку тестирование еще не начало работать, Банк России предпринимает и другие меры по защите прав потребителей финансовых услуг. Выпущены рекомендации для страховых компаний и их агентов, которые содержатся в недавнем информационном письме Банка России: гражданам без специальных финансовых знаний и опыта инвестирования не следует предлагать сложные страховые продукты с инвестиционной составляющей.

Тем более, что практика показывает: некоторые граждане становятся инвесторами, даже и не подозревая об этом. Вкладывая деньги в различные финансовые инструменты, они пребывают в уверенности, что оформили обычный банковский вклад, только с повышенной доходностью. Чаще всего под видом более выгодных депозитов гражданам продают полисы инвестиционного страхования жизни (ИСЖ) и некоторых видов накопительного страхования жизни (НСЖ). При этом нередко менеджеры не объясняют риски и особенности таких продуктов. В частности, умалчивают о том, что вложения в подобные полисы не подпадают под действие системы страхования вкладов. А значит, если страховщик станет банкротом, быстро вернуть деньги не получится, к тому же вряд ли удастся получить их назад  полностью. Кроме того, если владелец подобных продуктов досрочно расторгнет договор, то зачастую он рискует потерять часть средств. А в некоторых случаях может и полностью лишиться вложений — например, пропустив один из регулярных платежей по НСЖ.

Гражданам чаще всего сложно оценить, чем отличаются вклады от инвестиций, поэтому есть риск, что они вместо ожидаемого дохода могут понести убытки. Ограничение продаж страховых полисов с инвестиционной составляющей будет защищать их права, — пояснила "Ридусу" заместитель начальника Главного управления Банка России по ЦФО Ирина Тимоничева.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Внимание на паспорт

Рекомендации — это еще не все. Для решения проблемы с недобросовестной практикой, при которой продавец намеренно искажает информацию о товаре и услуге граждан (ее еще называют мисселингом), мегарегулятор предложил Госдуме на рассмотрение законопроект по стандартизации договора банковского вклада. Мера призвана свести к минимуму риски, связанные с непониманием сути документа, и сделать условия вклада максимально прозрачными для потребителя. Аналогичная мера была принята ранее в отношении потребкредитов. Также идет работа над законопроектом о правилах продаж финансовыми организациями финансовых продуктов и инструментов.

Для того, чтобы повысить прозрачность отношений между клиентами и продавцами, мегарегулятор вводит и единый подход к информированию клиента об особенностях финансовых продуктов с помощью паспорта финансового продукта (по-другому, КИД – ключевого информационного документа). Он поможет человеку принять верное решение.

Клиенты финансовой организации будут получать «памятку» до подписания договора, где необходимая потребителю информация изложена простым языком, без обилия финансовых и юридических терминов, буквально на двух-трех страницах в доступном формате. Кроме того, паспорт продукта поможет сравнить предложения разных кредитных учреждений, сделать информированный выбор и избежать, таким образом, рисков. Как в магазине одежды: перед тем как купить нужную вещь у покупателя всегда есть возможность изучить состав ткани, примерить, сравнить похожие вещи разных производителей, попросить консультантов отложить товар на какое-то время, чтобы принять решение о покупке. Тот же принцип заложен и в концепцию паспорта финансового продукта.

Не стоит забывать, что лучшая защита от мисселинга – внимательность и осторожность. Не стоит верить на слово сотрудникам финансовой организации. Нужно обязательно изучать самостоятельно все документы, которые вам предлагают подписать, прежде стоит посоветоваться с людьми, которым вы доверяете, — отмечает Ирина Тимоничева.

На что жалуетесь?

Если же проблем во взаимоотношениях с финансовой организацией избежать не удалось, сегодня у клиента нет четкой схемы действий на этот случай. С одной стороны, он имеет полное право обратиться с жалобой и в саму финансовую организацию, и в Банк России, и даже решить вопрос в суде. Но с другой, закон не обязывает организации в обязательном порядке рассматривать жалобы и обращения потребителей по существу, отвечать на них в определенные сроки, нести ответственность за отказ от рассмотрения. Многие добросовестные участники рынка ввели собственные внутренние процедуры рассмотрения обращений, однако делают это далеко не все.

Кому  звонить? Куда бежать? Чтобы ответить раз и навсегда на эти вечные вопросы, Банк России инициировал законопроект, по которому профучастники финансового рынка, получив обращение клиента, будут обязаны в течение ограниченного времени рассмотреть его по существу и ответить обстоятельно. При этом право пожаловаться в Банк России сразу или в случае, если клиента не удовлетворит ответ организации, никто не отменяет.

Также ЦБ предлагает организациям помимо обычной письменной формы ответа на обращения граждан максимально задействовать арсенал доступных сегодня средств коммуникации – личные кабинеты, СМС, мессенджеры. Кстати, Банк России давно принимает обращения в интернет-приемной, там без проблем можно прикрепить необходимые документы, в том числе аудио и видео файлы с вещдоками.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

ЦБ в телефоне

Кстати, недавно регулятор стал принимать вопросы через чат в мобильном приложении «ЦБ онлайн».

Новый онлайн-сервис дает возможность пользователям задать вопрос о финансовом продукте или услуге и получить оперативный ответ специалиста Банка России. Также можно проверить финансовую организацию в реестре или наличие у нее лицензии, узнать последние новости в сфере финансов – например, как рассчитать стоимость полиса ОСАГО, — поясняет Ирина Тимоничева.

Особое внимание уделяется оценке качества работы финансовых организаций непосредственно самими потребителями – соответствующий раздел есть в приложении.

Кто доверил деньги брокерам

  • 7,6 млн физических лиц — клиенты брокеров по состоянию на 30.09.2020. Из них, согласно представленным крупнейшими брокерами данным, примерно 70% — мужчины. При этом на них приходится около 75% активов.
  • На 30.09.2020 у крупнейших брокеров на более 75% счетах сумма активов не превышает 10 тыс. руб., а в совокупности на них приходится примерно 0,02% активов физических лиц на брокерском обслуживании.
  • 30–40 лет — возраст большинства клиентов на брокерском обслуживании. В то же время основной объем активов сосредоточен среди клиентов 40–60 лет — на них приходится более половины совокупных активов.

Для сравнения: в доверительном управлении средний возраст клиентов больше — 45–55 лет (согласно информации, представленной крупнейшими управляющими компаниями).

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)