+2
Сохранить Сохранено 7
×

Как пассивность союзников помогла изгнанию нацистов с Сицилии


Как пассивность союзников помогла изгнанию нацистов с Сицилии

© warspot.ru

Источник

После того, как 10 июля 1943 года союзники начали высадку на Сицилии, американские и британские торпедные катера достигли определённых успехов. Союзное морское командование рассчитывало на то, что «москиты» сумеют нанести немцам и итальянцам значительные потери и сорвут эвакуацию противника с острова.

Палермо был захвачен американскими войсками 23 июля, а уже в 08:00 24 июля туда из Бизерты прибыли восемь торпедных катеров — этот порт теперь стал передовым пунктом базирования 15-й эскадры. Этим же вечером дивизион лейтенанта Э. Арбакла — PT-209, PT-216 и PT-204 — вышел на патрулирование в район к северу от Мессинского пролива.

В 01:45 25 июля был установлен радиолокационный контакт с «6000-тонным транспортом и небольшим сторожевым кораблем в полумиле от побережья Италии близ Пальми». Сблизившись с целью, PT-204 и PT-209 выпустили по две торпеды, но промахнулись.

Перед пуском своих двух торпед командир PT-216 лейтенант С. Сандерс обнаружил, что «транспорт» следовал на буксире, а не сопровождался. Первая его торпеда ушла в сторону, но вторая ударила «транспорт» в корму. После этого катера, не обращая внимания на беспорядочный огонь береговой батареи, обстреляли и подожгли буксир, оставив его горящим и обездвиженным.

Итальянский лайнер «Виминале»
Итальянский лайнер «Виминале"© warspot.ru

Жертвой американцев стал лайнер „Виминале“ (8657 брт), который вместе с двумя другими судами накануне вечером вышел из Мессины в Неаполь. „Виминале“ затонул в 03:00 в 12 милях к югу от мыса Ватикано; буксир так же затонул. Другие суда обнаружены не были.

Ночью 26 июля PT-202, PT-210 и PT-214 лейтенанта Мутти у острова Стромболи обнаружил конвой из четырех немецких десантных барж. В 01:55 с 500 ярдов катера безрезультатно выпустили по две торпеды. Только после этого баржи открыли сильный огонь, на который PT ответили своей артиллерией, после чего отступили, прикрывшись дымзавесой.

Вечером 28 июля лейтенант Арбакл с PT-218, PT-214 и PT-203 вышел на патрулирование к Мессинскому проливу. Целей американцы не нашли и ближе к рассвету 29 июля повернули назад. Внезапно у мыса Орландо, в 40 милях к западу от пролива, радар засек „три цели, двигавшиеся в сторону сицилийского побережья“, определенные затем как „три итальянских катера MAS“. Сманеврировав, PT-218 выпустил торпеды, но они „прошли под целями, не взорвавшись“.

Пока два других американских катера маневрировали для торпедной атаки, Арбакл решил обстрелять противников и пошел на сближение. В 100 ярдах от концевого вражеского катера PT-218 лег на параллельный курс и открыл огонь. Итальянцы дружно ответили. В ходе ожесточенной перестрелки, длившейся несколько минут, PT-218 получил более 60 попаданий 20-мм снарядами.

Все три офицера, в том числе Арбакл и командир катера лейтенант Д. Генри, были ранены. Избитый катер с трудом добрался до одного из патрульных эсминцев, умудрившись при этом не попасть под его обстрел — те обычно сначала стреляли, а потом выясняли, кому не повезло.

78-футовый «Хиггинс» 15-й флотилии
78-футовый „Хиггинс“ 15-й флотилии© warspot.ru

Противниками американцев были итальянские MS-21, MS-53, MS-65 и MS-66, которые в бою почти не пострадали.

В ночь на 30 июля находившиеся на патрулировании у Стромболи PT-204 и PT-217 и PT-205 лейтенанта Р. О’Брайена обнаружили „две F-баржи в сопровождении четырех катеров MAS“. PT выпустили шесть торпед, а затем час перестреливались с ними без каких-либо повреждений с обеих сторон. Противниками американцев снова были катера V флотилии — MS-66, MS-53, MS-21 и MS-65, прикрывавшие конвой из Мессины на север.

Во второй половине дня 30 июля в Палермо с тремя легкими крейсерами и пятью эсминцами прибыл командующий TF 88 контр-адмирал Л. Дэвидсон. Ему была поставлена задача вместе с десантными судами и катерами Прибрежных Сил обстрелами и тактическими десантами поддержать продвижение войск генерала Дж. Паттона на восток вдоль северного побережья Сицилии. Уже на следующий день корабли TF 88 по заявке Паттона обстреляли Сан-Стефано.

В 19:00 3 августа эсминцы „Герарди“ и „Ринд“ покинули Палермо и направились на восток с заданием совершить поиск вдоль северного берега Сицилии и обстрелять приморский фланг противника к западу от Санта-Агаты. После 3-часового перехода радары с дистанции 7300 ярдов засекли цель. „Осветительные снаряды высветили впереди по курсу F-баржу в сопровождении 2 торпедных катеров“. В 22:23 „Герарди“ открыл огонь с 4000 ярдов. „Через 3 минуты после первого залпа баржа взорвалась“. Одновременно „Ринд“ с 3000 ярдов обстрелял один из торпедных катеров, который был потоплен. После этого эсминцы открыли огонь по второму катеру. Тот выпустил по эсминцам торпеду и вышел из боя, отвернув к берегу; оба эсминца выполнили маневр уклонения.

Противниками американцев были торпедные катера МS-66 и MS-63, которые вечером 3 августа отплыли из Мессины. В 8 милях к северу от мыса Кавала итальянцы заметили формирование противника и принялись маневрировать, чтобы занять позицию для пуска торпед. При этом они были замечены и попали под обстрел. MS-66 потерял корму и через несколько минут затонул. Поврежденному МS-63 после выстрела торпеды по „Герарди“ удалось скрыться.

© warspot.ru

В 23:26 радары эсминцев захватили еще одну цель в 5000 ярдов. Повернув к югу, эсминцы сблизились и открыли огонь по обнаруженной группе малых кораблей. Те на 28−29 узлах отвернули на север и разорвали контакт. На этот раз, к счастью, никто не пострадал — были обстреляны три катера 15-й эскадры PT, направленные из Палермо на помощь эсминцам.

Ночью 6 августа на вылазку к Палермо отправились S-36, S-57, S-58, S-61. В районе поиска они наткнулись на эсминец „Гливс“ из внешнего патруля, по которому S-58 выпустил две торпеды, но промахнулся. После этого эсминец преследовал катера, но те, благодаря плохой видимости, благополучно ушли от погони на восток, после чего вернулись в Салерно.

Ночью 7 августа 4 шнелльбота снова отправились на поиск к Палермо. На этот раз немцы подобрались на 1000 м к входу в гавань, но ни один вражеский корабль обнаружен не был и катера ни с чем вернулись в Салерно.

Итальянский торпедный катер типа МS
Итальянский торпедный катер типа МS© warspot.ru

После этого было решено перевести группу катеров в Таранто. Заправившись в Неаполе, четыре шнелльбота вышли в Салерно, где к ним присоединились еще два, и в 14:00 7 августа шесть катеров отправились на юг с задачей попутно произвести поиск в районе Аугуста — Сиракузы. Мессинский пролив немцы прошли беспрепятственно, однако в середине ночи в 17 милях от Сиракуз из-за сильного ветра они вынуждены были прервать поиск и в 08:00 8 августа пришли в Таранто. Безрезультатными оказались так же походы ночью 14 августа — три шнелльбота выходили из Таранто к Сиракузам и два — из Вибо Валентины к мысу Орландо.

Эвакуация сил Оси с Сицилии

Командир немецкого XIV танкового корпуса генерал Г-В. Хубе начал готовиться к выводу своих войск из Сицилии с 14 июля. Он поручил полковнику Э-Г. Бааде задачу защиты Мессинского пролива от нападения союзников с воздуха и моря и объединил все соответствующие подразделения, кроме Люфтваффе, в единую командную структуру.

В течение следующих трех недель Бааде превратил Мессинский пролив в крепость, ощетинившуюся зенитками и противокорабельной артиллерией. Фрегаттен-капитан фон Либенштайн, командир 2-й десантной дивизии (2-я, 4-я и 10-я флотилии десантних судов), со своей стороны, навел порядок в перевозках между Мессиной и материковой частью Италии. В частности, он довел время погрузки и выгрузки паромов „Зибель“ до 20 минут и организовал погрузку и выгрузку на десантные суда войск и техники прямо на пляжах.

Немецкий шнелльбот S-58
Немецкий шнелльбот S-58© warspot.ru

После ареста Муссолини 25 июля и без того низкая боеспособность итальянцев окончательно упала и стало ясно, что эвакуации не избежать.

С 27 июля немецкие войска начали подтягиваться к Мессине. 1 августа Хубе представил план эвакуации немецкому Верховному Командованию и получил его одобрение. 

В течение 1 — 10 августа немцы организованно переправили на материк около 12000 военнослужащих, в первую очередь нестроевых, 4500 единиц автотранспорта и 5000 тонн амуниции. 4 августа Хубе предложил командующему 6-й итальянской армией генералу Гуццони вывести с острова лишних людей и оборудование, но тот отказался без приказа своего Командования. 

Узнав о немецком плане эвакуации, Гуццони 7 августа сообщил об этом в Рим — без немцев он и мыслить не мог об обороне острова. 9-го числа он получил распоряжение организовывать оборону в Калабрии, а 10-го переправился туда, проинформировав Хубе, что тот теперь ответственный за оборону северо-восточной Сицилии. Только после этого адмиралы Бароне и Паренти начали вывозить на континент дивизии „Ливорно“ и „Ассиетта“, а так же все другие оставшиеся боеспособными части и технику. В своем распоряжении они имели железнодорожные паромы „Вилла“ и „Каридди“ и небольшой флот из десантных барж и всевозможных катеров (всего 50 единиц).

8 августа Главнокомандующий немецкими войсками на Юго-Западе генерал-фельмаршал А. Кессельринг по своей собственной инициативе, не дожидаясь согласия Гитлера и ОКВ, приказал Хубе эвакуировать немецкие войска из Сицилии. Операция „Lehrgang“ началась ночью 11 августа. Фон Либенштайн организовал 5 маршрутов, на которых использовались 33 самоходные баржи, 11 саперно-десантных катеров PiLB, 7 десантных барж MFP, 12 паромов „Зибель“ и 76 малых судов. От нападений вражеских морских сил район проведения операции прикрывался немецкой и итальянской береговой артиллерией и патрулировался раумботами.

Саперно-десантный катер PiLB
Саперно-десантный катер PiLB© warspot.ru

Все пункты погрузки и выгрузки находились в северной части Мессинского пролива, имевшего здесь ширину от 2 до 6 миль, и были прикрыты 120 тяжелыми и 112 легкими зенитными орудиями.

Сначала переправа осуществлялась только после наступления темноты. В первую ночь было переправлено 3360 человека и 801 машина, во вторую — 3249 человек и 950 машин. Ночью 13 августа „Веллингтоны“, совершавшие в среднем по 85 вылетов за ночь, ожесточенными атаками сорвали движение в горловине пролива. Тогда фон Либенштайн приказал, чтобы переправа продолжалась и в дневное время; с этого же дня началась перевозки танков.

Паром «Зибель»
Паром „Зибель"© warspot.ru

У итальянцев, начавших эвакуацию так же ночью 11 августа, общего плана не было. Графики движения судов и пункты посадки и выгрузки импровизировались, плавсредства отходили забитыми в панике бросившими свои части солдатами, а отношения с немцами настолько обострились, что те, имея значительно больше транспортных средств для перевозки техники, реквизировали и грузили себе итальянский автотранспорт и амуницию. В первую ночь на паромах и десантных кораблях было переправлено 14 000 человек, во вторую — 20 000, но затем количество переправляемых уменьшилось из-за недостатка плавсредств.

Противодействие союзников

Англо-американское Командование не предприняло никаких мер для срыва эвакуации. Хотя вражеский радиообмен на эту тему прослушивался с 1 августа, признаков оставления Сицилии союзники не обнаружили! 13 августа, когда немцы начали перевозки через пролив днем, ВВС США направили в атаку на цели в районе Рима 106 бомбардировщиков B-17, 102 B-26, 66 B-25 в сопровождении 135 истребителей P-38. Только в 22:00 14 августа Главнокомандующий британскими войсками генерал Гарольд Александер сообщил Главному маршалу авиации А. Теддеру, что „немецкая эвакуация действительно началась“, хотя несколькими часами ранее радиоразведка сообщила, что „нет никаких доказательств крупномасштабного отвода“. Даже после этого 869 самолетов использовались над Мессинским проливом крайне ограниченно. B-17 за все время операции „Хаски“ бомбили Мессину днем трижды, в последний раз 8 августа!

Бомбардировщики и истребители-бомбардировщики с 29 июля по 17 августа совершили 2514 вылетов по целям в районе переправы, потеряв 31 самолет. В основном действовали истребители-бомбардировщики P-40, причем более половины вылетов приходится на 15, 16 и 17 августа. Пик атак пришелся на 16-е, когда 12 бомбардировщиков „Балтимор“ и 191 истребитель-бомбардировщик атаковали суда с войсками в проливе, а еще 12 истребителей-бомбардировщиков — в прилегающих калабрийских водах. В рапортах пилотов было отмечено множество попаданий, еще больше близких промахов. Штаб ВВС оценил результативность налетов в Мессинском проливе и прилегающих водах с 8 по 17 августа включительно в „4 десантных корабля, 3 баржи, один паром „Зибель“ и один быстроходный катер потопленными, 5 десантных кораблей, две баржи и один катер „вероятно потопленными“ и 8 барж, 7 „Зибелей“, 5 десантных кораблей, 3 торговых судна, 4 катера и буксир поврежденными“. Все это совершенно не соответствовало действительности.

„Веллингтоны“ в течение трех ночей — 15, 16, и 17 августа — бомбили пункты посадки и высадки.

На протяжении всего этого времени решительных действий со стороны ВМС союзников в проливе не наблюдалось. При этом американские катера вообще не направлялись в Мессинский пролив, так как Командование не хотело рисковать катерами в районе, где по ночам интенсивно использовалась авиация.

Британцы же под занавес кампании отметились в нескольких столкновениях.

После полуночи 15 августа MTB-640, MTB-665 и MTB-670, патрулировавшие в Мессинском проливе, медленно двигались вдоль берега на север, когда в 01:24 неожиданно были освещены прожекторами. Батареи с обоих берегов немедленно открыли по ним огонь. Англичане развернулись на 180º, поставили дымзавесу и попытались выйти из-под обстрела, но MTB-665 лейтенанта Томпсона получил попадание 88-мм снаряда в машинное отделение, загорелся и потерял ход. Экипаж оставил катер, однако MTB-640 и MTB-670 из-за непрекращающегося обстрела не смогли его подобрать и отошли.

В 01:54 к MTB-640 и MTB-670 подошли „короткие“ MTB второго патруля. MTB-76 попытался сблизиться с подбитым катером, но под обстрелом с берега отступил. MTB-85 и MTB-315 так же пытались подойти к MTB-665, однако и они были отбиты огнем противника. Попытки спасти горящий и дрейфующий к сицилийскому берегу катер были прекращены с рассветом. Несколько членов экипажа MTB-665 достигли сицилийского берега, где были пленены немцами, остальных в 07:30 подобрала немецкая десантная баржа; в бою погибли два английских моряка.

Поздно вечером 15 августа MTB-81 (лейтенант Стронг), MTB-242 и MTB-243 24-й флотилии, пользуясь темнотой, пробрались на позицию в миле от Мессины, где застопорили двигатели. Вскоре Стронг „услышал сильный шум двигателя и подумал, что это паром Реджо — Мессина“, но „судно“ оказалось „двумя немецкими раумботами“. Стронг имел приказ не расходовать торпеды на мелкие цели и атаковал артиллерией, но ответный огонь был куда эффективнее — MTB-81 получил попадание, на мостике начался пожар, MTB-243 остановился с одним двигателем, вышедшим из строя, а MTB-242 с поврежденным управлением временно потерял остальных их вида. Поскольку все три катера получили серьезные повреждения, Стронг вынужден был выйти из боя и с большим количеством раненых возвращаться в Аугусту. На обратном пути англичане были атакованы вражескими истребителями, но маневрированием избежали попаданий.

Раумбот R-38
Раумбот R-38© warspot.ru

Противниками англичан были R-38, R-185, R-187 и R-188 12-й флотилии. В 07:00 15 августа из Сапри (к югу от Салерно) в Галиццо (Мессинский пролив, Калабрия) вышло 5 раумботов, но R-39 из-за неполадок в двигателях вернулся назад. В 20:00 раумботы приступили к патрулированию в Мессинском проливе. C 23:05 до 23:25 они вели бой с „тремя вражескими MGB, которые отступили после получения ряда попаданий“. Немцы преследовали противника до 8 миль к югу от Мессины, „пока неприятель не скрылся за дымзавесой“.

Командир 20-й флотилии MGB лейтенант-коммандэр Хьюз, вышедший из Аугусты с MGB-658, MGB-660 и MGB-663 для участия в высадке 400 бойцов 2-го Commando и подразделений 4-й бронетанковой бригады у селения Скалетта (в 10 милях к югу от Мессины), получил сообщение о бое в проливе и за два часа до начала высадки, намеченной на 03:00 16 августа, успел провести кратковременный, но безрезультатный поиск.

В 17:00 15 августа из Кротоны к Сиракузам вышли S-57, S-58 и S-60. Возвращаться катера должны были в Салерно. Поздно вечером немецкий самолет-разведчик обнаружил в 18 милях южнее Мелито (южная оконечность Калабрии) „три эсминца, следующих северо-восточным курсом“, о чем было сообщено катерам.

В 22:29 шнелльботы южнее мыса Спартивенто увидели „три однотрубных эсминца“. „Атака с 2000−1000 м прошла незамеченной“. Был зафиксирован „взрыв торпеды в районе мостика головного эсминца, но цель не затонула“ (реально англичане не пострадали). В этот момент немцы были обнаружены, обстреляны, а затем долго преследовались.

Не имея повреждений, шнелльботы продолжили отход Мессинским проливом. Мессина была пройдена в 06:05, а в 12:00 катера благополучно достигли Салерно; потерь в личном составе не было.

Этой же ночью шесть американских PT 15-й эскадры находились на противокатерном патрулировании высадки тактического десанта, которую проводило TF 88 у Спадафора, западнее Мессинского пролива. Лейтенант ДюБоуз, командовавший северной группой (PT-205, PT-215 и PT-216), находился на PT-205 энсина Р. Бибеля. Заметив у Липарских островов „два немецких торпедных катера“, американцы бросились на перехват. Противниками американцев оказались S-153 и S-154 7-й флотилии, которые вышли из Вибо Валентины в 22:00 15 августа и направлялись на поиск к мысу Орландо.

Немцы открыли сильный и точный огонь и направились на юг на высокой скорости. Ответный огонь велся всеми калибрами, а дистанция сократилась до 400 ярдов. Противник отвернул, поставил дымзавесу и сбросил глубинные бомбы. 78-футовые „Хиггинсы“ 15-й эскадры c паспортными 40 узлами, перегруженные различным дополнительно установленным оборудованием, оказались неспособными дать более 25 узлов, а PT-216 лейтенанта Сандерса отстал от товарищей и большую часть времени вообще не принимал участия в бою, так что погоня была недолгой.

В 01:15 S-154 сообщил, что „преследуется в районе Милаццо“, в 01:32 — что „пытается прорваться вдоль побережья к Мессине“. Преследование, однако, продолжалась только до мыса Ватикано (Калабрия), где немцы оторвались и в 09:00 прибыли в Салерно. Их потери составили 1 убитый (на S-154) и 5 раненых (на S-153).

С американской стороны пострадали все три катера, но их повреждения оказались незначительными, а потери ограничились четырьмя ранеными на PT-216.

Итоги

„Операция „Lehrgang“ завершена“ — рапортовал в 06:35 17 августа генерал Хубе. Немцы смогли эвакуировать из Сицилии 52000 человек, 9605 автомобилей, 47 танков, 94 орудия, свыше 2000 тонн боеприпасов и горючего, а также 15000 тонн другого оборудования. Немецкие части, которые были сохранены, включали танковую дивизию „Герман Геринг“, 15-ю и 29-й панцергренадерские (мотопехотные) дивизии, а также подразделения 1-й парашютной дивизии. Воздушные атаки союзников привели к гибели только одного человека.

Итальянцы завершили операцию 16 августа, взорвав напоследок доки в Мессине. Они вывезли 62000 своих солдат, 227 транспортных средств и 41 орудие; 116000 военнослужащих попали в плен. При этом были потеряны паром „Каридди“ (затоплен 16 августа немцами) и катер.

Все это стало возможным только благодаря поразительной пассивности союзного командования. За все время проведения операции „Хаски“ не было проведено ни одного совещания на высшем уровне по вопросу о противодействии возможной эвакуации вражеских войск. По ее завершению Командующий Средиземноморским флотом адмирал Э. Каннингхэм, отказавшийся отправить в район пролива крупные корабли, констатировал “ … не было никакого эффективного способа остановить (эвакуацию) с моря или воздуха» и вице-адмирал Хьюитт с ним согласился.

В ходе операции «Хаски» торпедные катера Оси не добились ни одного успеха, хотя совершили много выходов в море. Итальянцы, помимо MS-66, потеряли еще и MS-62 (13 июля авианалет в Милаццо), а так же MАS-535 и MAS-548 (15 июля авианалет в Термини Инерезе). Немцы потерь не понесли.

Англо-американские «москиты» были не намного результативнее. Их действия по блокаде Мессинского пролива оказались малоэффективными. Крейсер «Сципионе Африкано» прорвался на юг с боем, после чего итальянские и немецкие катера и баржи проходили пролив совершенно без помех со стороны британских катеров, хотя патрулировавшие в проливе MTB и MGB были оснащены радарами. Так, ночью 31 июля через пролив прошел незамеченным следовавший на доукомплектование из Неаполя в Таранто еще один крупный корабль — вооруженный транспорт FR-23 (экс-французский контрминоносец «Тигре»).

Рейды против перевозок между Калабрией и Сицилией с самого начала не предпринимались, а в ходе вывода войск Оси в материковую Италию британские «москиты» совершили только две вялые попытки продвинуться вглубь пролива, которые были тут же отражены противником. Потери англичан ограничились гибелью MTB-316, MTB-665 и MTB-288 (погиб в ходе налёта немецкой авиации на Аугусту 22 июля), и MGB-641. Американские же катера вообще потерь не понесли.

В целом, англо-американское военно-морское командование высоко оценило деятельность своих «москитов» и, учитывая специфику операций на Средиземном море, приняло меры к увеличению их численности на этом ТВД.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)