Киберпреступление и наказание: как IT-корпорации нарушали закон в 2020 году

© pixabay.com

© pixabay.com

Минувший 2020-й стал годом укрепления глобального тренда к внедрению масштабных регуляторных кампаний против неограниченной власти IT-корпораций. По всему миру прокатилась волна законодательных инициатив, направленных против монополии цифровых гигантов, на повышение их ответственности за публикуемый контент, а также на защиту персональных данных пользователей.

Новые меры регулирования цифровых гигантов были приняты в Евросоюзе, США, Южной Корее, Турции и других странах мира. Не стала исключением и Россия, где с учетом мирового опыта были разработаны и приняты аналогичные меры.

Редакция ridus.ru составила топ-10 самых громких случаев нарушения законов IT-компаниями в России и в мире и наказаний, которые за этим последовали.


10. У геймеров есть права

В июне минувшего года власти Австралии добились штрафа для игровой компании Sony на 2,4 миллиона долларов.

Громкое дело о нарушении закона о правах потребителей произошло на почве разногласий в австралийском законодательстве и во внутренних правилах Sony. Когда геймеры из Австралии затрубили о массовом отказе в возврате средств за покупки со стороны европейского подразделения Sony, компания сослалась на правила PlayStation Store, согласно которым возврат невозможен, если после покупки прошло более 14 дней.

Австралийская комиссия по конкуренции и защите прав потребителей добилась признания доминирующей роли законодательства страны над внутренними корпоративными правилами: местный Верховный суд удовлетворил иск к Sony.

9. Штраф для Google и «Яндекса»

Под конец минувшего года самый популярный в мире поисковик и главная поисковая система из России — Google и «Яндекс» — были оштрафованы Федеральной антимонопольной службой России (ФАС) за рекламу биологически активной добавки с запрещенным в РФ компонентом.

Как объяснили представители регулятора, компании использовали свои рекламные сервисы «Яндекс.Директ» и Google AdWords для продвижения рекламы БАДа с содержанием перца Kava (Piper methysticum), запрещенного сильнодействующего вещества.

Административные штрафы в 100 тысяч рублей каждой компании служба назначила за распространение в поисковых системах рекламы БАДа, который содержал перец Kava — запрещенный к изготовлению и распространению компонент. Нарушителями закона о рекламе антимонопольное ведомство признало обе организации в октябре этого года по итогам рассмотрения материалов о распространении рекламы биологически активной добавки Gaia Herbs, — заявили в ФАС.

Обратите внимание на разницу в суммах штрафов в первых двух позициях рейтинга. В дальнейшем разный подход к наказанию рублем в России и в мире будет еще более очевиден.

8. TikTok поймали за руку

В Южной Корее соцсеть TikTok оштрафовали на 155 тысяч долларов за несанкционированный сбор личных данных несовершеннолетних юзеров.

Как сообщила комиссия по телекоммуникациям Южной Кореи, компания умудрилась нарушить сразу несколько законов страны: TikTok не только втихаря собирал личные данные пользователей младше 14 лет без согласия их родителей, но и хранил эти данные на серверах в США и Сингапуре.

7. Нельзя делиться данными юзеров

Еще один штраф от властей Южной Кореи был выписан в ноябре прошлого года компании Facebook. На этот раз комиссия по защите личной информации обвинила компанию в нарушении закона о защите персональных данных.

В течение шести лет Facebook предоставлял личную информацию другим бизнес-операторам без согласия сторон. Комитет по защите личной информации 25 ноября наложил штраф в размере 6,7 миллиарда вон (6,7 миллиона долларов) на Facebook и подал жалобу в следственное агентство, — говорится в сообщении комиссии.

В руководстве комиссии также напомнили, что с 2012 по 2018 год Facebook передал своим контрагентам данные более трех миллионов корейских пользователей без их согласия.

6. Турция штрафует всех

Власти Турции всерьез взялись за национальную кибербезопасность. Они выписали штрафы по десять миллионов турецких лир (более миллиона долларов) каждой популярной соцсети — Facebook, Instagram, Twitter, Periscope, YouTube и TikTok.

Эти компании проигнорировали закон о необходимости назначения своих официальных представителей в Турции. После уведомления о первом штрафе местные власти дали компаниям 30 дней на исправление, пригрозив в случае неисполнения требования штрафом еще на 30 миллионов турецких лир. Если компании будут и дальше игнорировать требование турецкого законодательства, в их отношении задействуют ограничение трафика — от 50 до 90%.

Стоит отметить, о возможности замедления трафика цифровых компаний-нарушителей в России экспертное сообщество размышляет уже давно. Член Общественной палаты РФ Екатерина Мизулина называет такой подход «неплохим механизмом воздействия на онлайн-платформы».

Такие крайние меры, как блокировка иностранных ресурсов, ни к чему хорошему не приведут, поскольку эти площадки имеют громадный охват и очень популярны среди российских пользователей. Меры должны быть именно цивилизованными — штрафы или ограничение трафика. Последний вариант впервые появился в законодательстве Турции, он мне кажется вполне рациональным.

5. «Запрещенку» нужно фильтровать

В августе минувшего года Мировой суд в Москве оштрафовал Google за некачественную фильтрацию запрещенного контента в поисковой системе. На нежелание поисковика бороться с «запрещенкой» в поисковой выдаче обратил внимание Роскомнадзор: в ведомстве обнаружили, что более трети ссылок из единого реестра запрещенной информации сохраняются в поиске.

По закону операторы поисковых систем обязаны исключать из результатов поисковой выдачи ссылки на интернет-страницы с запрещенной информацией. Для этого они должны подключиться к Федеральной государственной информационной системе с перечнем «запрещенки».

Самое главное в этом деле — размер штрафа для Google: он составил полтора миллиона рублей. На смехотворные для такой компании штрафы обратил внимание президент АО «Крибрум», гендиректор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов. По его словам, западные цифровые корпорации «могут столько в секунду платить».

Ашманов предположил, что эффективно было бы накладывать на подобных нарушителей оборотные штрафы — по европейскому примеру. Это значит, что размер штрафа варьируется в зависимости от общего оборота компании или от ее оборота только на территории России.

4. Навязчивый Booking

В декабре 2020-го ФАС признала сервис Booking.com виновным в нарушении антимонопольного законодательства.

Компания злоупотребила доминирующим положением на рынке предоставления услуг агрегаторов информации о гостиницах, отелях, хостелах и других средствах размещения. Booking.com навязывал российским гостиницам и отелям невыгодные условия договоров, в соответствии с которыми они были обязаны предоставлять компании и соблюдать со своей стороны паритет цен, наличие номеров и условия во всех каналах продаж и распространения своих услуг, — сообщили в ведомстве.

Как пояснил замруководителя ФАС Алексей Доценко, рассмотрение дела в отношении Booking.com показало, что российские гостиницы зависят от компании, и любое ее действие может оказывать прямое влияние как на коммерческую деятельность гостиниц, так и на потребителей гостиничных услуг.

В такой ситуации важно пресекать любые антиконкурентные практики агрегаторов, замыкающих целые группы потребителей на своих услугах и препятствующих им в получении нужных услуг у других участников рынка. Установление различных паритетов со стороны Booking.com — яркий пример таких практик.

3. Политический Twitter

Американские власти обязали популярнейший сервис микроблогов Twitter заплатить 100 тысяч долларов.

Генпрокурор штата Вашингтон Боб Фергюсон уличил компанию в нарушении государственных законов о финансировании избирательных кампаний: Twitter не вел публичные записи о политической рекламе, размещаемой в соцсети вопреки законам штата.

Не менее 38 кандидатов и комитетов в Вашингтоне оплачивали с 2012 года политическую рекламу в Twitter, но необходимых логов об этом у сервиса не оказалось.

Прозрачность политической рекламы имеет решающее значение для свободного и информированного избирательного процесса. Независимо от того, являетесь ли вы местной газетой или транснациональной социальной сетью, вы должны соблюдать наши законы о финансировании избирательных кампаний, — подчеркивал генпрокурор Вашингтона.

2. Штраф за слив данных

Еще один крупный штраф прилетел компании Twitter в декабре 2020 года, на этот раз — от ирландской Комиссии по защите данных (DPC). Компания допустила утечку пользовательских данных в открытый интернет-доступ, за что была оштрафована на 450 тысяч евро.

Наложение столь крупного штрафа определяется в Евросоюзе регламентом GDPR (General Data Protection Regulation), вступившим в силу в 2018 году. Основная идея этого регламента защиты персональных данных заключается в том, чтобы дать гражданам больше контроля над своими личными данными.

Эксперты утверждают, что и России необходим апгрейд законодательства в части защиты цифровых прав пользователей по образцу GDPR. Ранее ridus.ru рассказывал о законопроекте депутата Антона Горелкина, который вводит в законодательство понятие «общедоступные персональные данные» и фактически дублирует ряд положений GDPR. А член Общественной палаты РФ Александр Малькевич полагает, что России необходимо продолжить следовать примеру европейских коллег и в части увеличения штрафов для нарушителей правил использования пользовательских данных.

1. За куки ответишь!

В начале декабря 2020 года у Национальной комиссии по информатике и свободам Франции кончилось терпение: компании Google и Amazon были оштрафованы на рекордные 100 и 35 миллионов евро соответственно за несоблюдение местного законодательства по файлам cookie.

Оштрафованные IT-корпорации размещали файлы cookie на компьютерах юзеров без предварительного уведомления и получения согласия, а раздражающие всплывающие баннеры не содержали никаких разъяснений о том, что сервер отправляет данные на персональные компьютеры.

Вишенка на торте — компании не отделались разовыми штрафами: у Google и Amazon есть ровно три месяца для устранения нарушения, и за каждый день просрочки компаниям будут выписывать штраф в размере 100 тысяч евро.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)