+2
Сохранить Сохранено 7
×

Прямые продажи, или Кто «поднялся» за счет пандемии


Прямые продажи, или Кто «поднялся» за счет пандемии

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Пандемия больно ударила по традиционной рознице, но даже в ритейле остались островки относительной стабильности. И это не только онлайн-магазины. Индустрия прямых продаж за январь — сентябрь показала рост объемов продаж на 7,3% — до 92,2 миллиарда рублей. В будущее участники рынка тоже смотрят с оптимизмом и надеются, что в следующем году рост продолжится, рассказала «Ридусу» президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева.

Пандемия помогла?

© pixabay.com

На самом деле рост был неравномерным. Быстрее всех поднималась категория товаров для дома (посуда, контейнеры для хранения и так далее), за ней следовали товары для здорового образа жизни. Немного подросли бытовая химия и парфюмерия. А вот средства для личного ухода слегка просели — минус один процент. Но при этом на 4,4% увеличились продажи косметики по уходу за кожей, а декоративной — упали на 20%.

Такая динамика выглядит вполне логично. В условиях самоизоляции и разгула COVID-19 повышается запрос на обустройство дома и здоровый образ жизни, можно больше времени посвятить уходу за собой, а коже — позволить отдохнуть от макияжа. Что же касается парфюмерии, она, видимо, все-таки создает определенное настроение, помогая выносить тяготы коронавирусных ограничений, предполагает эксперт.

В целом, по мнению Шокаревой, достойно пройти через сложный период и с уверенностью смотреть в будущее индустрии помогают ее ключевые отличия — постоянная нацеленность на инновации и современные методы и технологии, а также социальная направленность. Так, компании прямых продаж освоили различные виды доставки (курьеры, постаматы и так далее) еще задолго до пандемии, поэтому для них возникшие весной ограничения не оказались полной неожиданностью и не привели к коллапсу. Компании продолжали деятельность, только сделали акцент на дистанционных коммуникациях и больше продаж перевели в интернет.

Что же касается социальной направленности, в период кризиса она только усиливается. Индустрия открывает возможности для наименее защищенных групп населения (пенсионеры, молодежь, женщины — прежде всего с детьми), поясняет президент АПП.

По данным ассоциации, количество независимых консультантов в прямых продажах за первые девять месяцев 2020 года по сравнению с тем же периодом прошлого года выросло с 3,6 до 3,9 миллиона человек. Но в основном увеличивается число тех, кто просто покупает продукцию со скидкой для себя. Предпринимателей, которые ее распространяют и зарабатывают на этом, больше не становится, сетует Шокарева.

Почему так происходит? Ведь в условиях, когда многие остались без работы, а найти новую не так-то просто (целые отрасли балансируют на грани выживания), прямые продажи теоретически могли бы привлечь людей как источник потенциального дохода.

Проблема в крайне неблагоприятных условиях для микробизнеса. Независимые консультанты, как правило, регистрируются как индивидуальные предприниматели и используют упрощенную систему налогообложения. И если в 2011 году обязательные фиксированные страховые взносы составляли 16 159 рублей 56 копеек, то в 2014-м они возросли до 20 727 рублей, а сейчас уже достигли 40 000 рублей. На будущий год их опять собирались индексировать чуть ли не на 12% и только из-за пандемии оставили на уровне 2020 года.

Такие цифры невелики для бизнеса, где годовой доход начинается от одного миллиона рублей. Если же он составляет 250 тысяч в год, получается, что на социальные взносы уходит 16%. А среди независимых консультантов в регионах есть люди и с еще меньшими доходами.

Например, пенсионеры. Для них подработать дополнительно пять тысяч рублей к пенсии — уже хорошо. А зарабатывать больше не позволяет здоровье и семейные обстоятельства. Получается дискриминация микробизнеса, — сокрушается Шокарева.

Работать без упрощенной системы налогообложения консультантам тоже очень тяжело, потому что тогда надо вести бухгалтерию, что по силам далеко не каждому человеку без специального образования, тем более пенсионного возраста или, скажем, молодой маме с маленькими детьми.

О чем говорит статистика

© pixabay.com

По данным совместного исследования АПП и НИУ «Высшая школа экономики» (проводится каждые три года), удовлетворенность консультантов деятельностью в прямых продажах в последние годы заметно упала. Если в 2011 году вполне довольны этой работой были 79% респондентов, а в 2014-м — 74%, то уже в 2017-м — 66%. В 2020 году цифра подросла, но чисто символически — теперь удовлетворены 67%.

По мнению Шокаревой, отчасти это связано с общим ухудшением экономического положения населения, но основной причиной является все-таки ухудшение условий для ведения этого бизнеса.

Доходы независимых консультантов зависят от их вовлеченности. Среди тех, кто уделяет прямым продажам свыше 40 часов в неделю, более половины зарабатывают от 35 тысяч рублей в месяц (что вполне сопоставимо со средней зарплатой в России), а около трети — от 100 тысяч рублей в месяц. Но в общей массе лишь 5% имеют ежемесячный доход более 25 тысяч рублей, столько же — от 35 тысяч рублей, и 13% зарабатывают более 50 тысяч рублей (правда, в 2017 и 2014 годах последних было 9% и 8% соответственно, а в 2011-м не было вовсе).

Вместе с тем в 2020 году резко выросла (до 37%) доля тех, кто зарабатывает на прямых продажах менее трех тысяч рублей. Профессор ВШЭ Ольга Третьяк связывает рост показателя с притоком новичков.

Люди пробуют эту область в качестве, может быть, образовательной — «чему мы можем научиться в этой сфере для того, чтобы потом иметь свой бизнес». Время, уделяемое прямым продажам в неделю, сопоставимо с доходом в месяц. Человек, сильно вовлеченный в этот вид деятельности, имеет возможность и хорошо заработать, — поясняет она.

В целом, по словам профессора, отрасль показывает стабильность относительно прошлых периодов. В два раза выросла доля тех, кто ведет деятельность в прямых продажах более десяти лет — с 14% в 2011 и 2014 годах до 32% в 2020 году. Заметен также рост сегмента независимых консультантов в возрасте 31—34 лет (с 8% до 18%), что, по мнению Ольги Третьяк, косвенно указывает на доверие к отрасли со стороны молодого населения страны.

Индустрия становится более привлекательной для молодых людей, поскольку отвечает всем современным трендам и запросам. Она дает возможность вести бизнес без границ во времени и пространстве, свободный график, баланс работы и личной жизни, пояснила генеральный директор «Oriflame Россия» Катрин Алакбаров.

Наблюдается четко выраженная тенденция повышения востребованности прямых продаж в средних и небольших населенных пунктах и увеличение внимания к интернету. Если в 2011 году интернет активно использовали только 14% независимых консультантов, то в этом году уже 44%. И, наоборот, девять лет назад сеть совсем не использовали 52% опрошенных, а теперь — всего 18%.

По словам генерального директора Amway в России и Казахстане Ирины Меньшиковой, в начале года суммарная аудитория онлайн-магазинов в России составляла 60—65 миллионов человек, и, по некоторым данным, за время изоляции они получили до 15 миллионов новых покупателей. Все это дает повод говорить о расширении возможностей отрасли, в том числе территориально.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)