«Остались на обочине»: Запад оценил свою роль в конфликте в Карабахе

© Telegram/Арцах(Сурен Сарумян)

© Telegram/Арцах(Сурен Сарумян)

России в одиночку удалось остановить шестинедельный конфликт в Нагорном Карабахе, который унес более пяти тысяч жизней. Сотни тысяч азербайджанцев, изгнанных со своей земли в 1992−94 годах, получили шанс вернуться домой. Достигнуто столь необходимое перемирие, но оно пока не стало мирным соглашением.

При этом в результате новой войны тысячи армян, проживающих в Нагорном Карабахе, были вынуждены покинуть свои дома. Их будущее остается неопределенным. Полная нормализация отношений между Арменией и Азербайджаном не будет обсуждаться, пока не решится вопрос о статусе спорного региона.

Однако один результат конфликта уже предельно ясен: западные страны «спихнули на обочину», и им придется много работать, чтобы снова «обрести вес» на Кавказе, считает старший научный сотрудник Фонда Carnegie Europe Томас Де Ваал, специализирующийся на Восточной Европе и Кавказском регионе.


© Telegram

Попытки Франции и США — двух других сопредседателей Минской группы ОБСЕ наряду с Россией — добиться прекращения огня провалились. После неудачной встречи в Вашингтоне госсекретарь США Майк Помпео более или менее «заретушировал» политический провал, посетив 17−18 ноября Тбилиси. Но он не поехал в Баку или Ереван. Бои прекратились лишь с вмешательством Москвы, в результате интенсивных личных телефонных переговоров, как рассказал президент России Владимир Путин. А могло ли быть иначе?

Европейское участие в этом конфликте было довольно серьезным в 1990-е годы при формировании ОБСЕ. Соединенные Штаты и Франция предприняли усилия по достижению урегулирования путем переговоров в 1999—2001 годах. Но примерно с 2008 года главным посредником стала Москва.

На крупных встречах французских и американских сопредседателей выгоняли из помещения, где проходили основные переговоры. Они ожидали снаружи и получали информацию позже. Когда начались боевые действия, Вашингтон и другие европейские столицы «были едва видны».

«Во время боевых действий они утратили авторитет среди армян и азербайджанцев. Заявления европейцев об „озабоченности гибелью мирных жителей и нарушениями прав человека“ высмеивались в социальных сетях, особенно в Армении. В этот решающий момент неудачным посредником оказалась и Франция. Учитывая многочисленность французской армянской диаспоры и глубокий антагонизм с Турцией, президент Эммануэль Макрон практически не имел рычагов влияния на Азербайджан», — отмечается в статье на сайте Фонда Carnegie Europe.

Президент Азербайджана на экскурсии по отвоеванным районам.

Президент Азербайджана на экскурсии по отвоеванным районам.

© Telegram

Однако, поскольку России нужна определенная легитимность для достигнутого мирного соглашения, можно ожидать сохранения формата Минской группы. 19 ноября Евросоюз подтвердил свою поддержку этого механизма. Но прежний формат посредничества «наверняка выиграет от серьезной встряски», отмечает автор материала.

Франции следует подумать об отказе от должности сопредседателя в пользу другой европейской страны или всего ЕС. Париж ничего не сделал за 23 года, и такая страна, как Германия или Швеция, имеющая более сбалансированные отношения с Арменией и Азербайджаном, почти наверняка сможет добиться большего.

Также была бы очень полезной резолюция Совета Безопасности ООН, в которой разъясняются новые реалии и остающиеся проблемы. Вооруженный конфликт между двумя странами Восточного партнерства поставил под сомнение стремление ЕС занять стратегическую роль на Южном Кавказе. У Евросоюза просто не нашлось инструментов, чтобы справиться с этим кризисом.

Грузия, крайне настороженно относящаяся к новой, напористой роли России на Южном Кавказе, делает выводы. Грузинские оппозиционные политики призвали госсекретаря Помпео «разместить военную инфраструктуру США» в своей стране в ответ на появление российских миротворцев в Карабахе.

Могут ли европейцы и американцы, проиграв войну, помочь в установлении мира? Предстоит сделать огромный объем работы, как в самом Нагорном Карабахе, так и на бывших оккупированных территориях. Для этого мог бы стать полезен европейский опыт в партнерстве с агентствами ООН.

© Telegram

Важный и неоднозначный вопрос защиты культурного наследия и предоставления армянам доступа к местам отправления культа, находящимся в настоящее время под контролем Азербайджана, требует международного содействия. Он будет вызывать озабоченность, которую армянская община предъявит новой администрации Джо Байдена.

Европейские НПО также обладают значительным опытом в содействии инициативам по диалогу между сообществами, разделенными на время войной. Вовлеченность в эти вопросы и вложение средств могут дать определенные политические рычаги Евросоюзу и ООН.

Однако это участие требует большого смирения. Западные державы должны признать, что они, по сути, позволили себе остаться сторонними наблюдателями в сделке, которая остановила новую войну за Нагорный Карабах, подчеркивается в материале.

Президент России Владимир Путин считает, что статус Нагорного Карабаха предстоит определить не сейчас, а в будущем. В нынешних условиях главной задачей было прекращение кровопролития.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)