Прощание с Аресибо: знаменитую обсерваторию вскоре снесут

© Twitter

Всемирно известная астрономическая обсерватория Аресибо в Пуэрто-Рико приговорена к сносу. Один из крупнейших в мире радиотелескопов, при помощи которого было сделано множество важных открытий, выведут из эксплуатации. Специалисты заявили, что структура объекта находится под угрозой обрушения.

Комплекс Аресибо был построен 57 лет назад в естественной карстовой воронке. Над тарелкой диаметром в 305 и глубиной в 50 метров между тремя башнями натянуты 18 тросов. Они удерживают подвижный облучатель антенны. Его перемещения позволяли нацеливать телескоп на интересующие объекты в далеком космосе.

Обсерватория Аресибо была важным инструментом для научного сообщества в течение последних десятилетий, позволяя ученым наблюдать экзотические объекты и события дальнего космоса. Телескоп также играл ключевую роль в поисках потенциально опасных для планеты астероидов и попытках связи с иными цивилизациями. Отсюда 16 ноября 1974 года было отправлено знаменитое послание возможным братьям по разуму в шаровом звездном скоплении М13 в созвездии Геркулеса. При помощи радиотелескопа Аресибо был открыт первый двойной пульсар, впервые зафиксирован эффект Ярковского и обнаружены первые планеты за пределами Солнечной системы. Благодаря множеству фильмов и телепередач комплекс стал для всего человечества символом стремления к познанию Вселенной.

© Twitter

В 2017 году ураган «Мария», обрушившийся на Пуэрто-Рико, нанес объекту значительный ущерб. Тогда на ремонт потребовалось более 14,3 миллиона долларов. В течение последних нескольких месяцев на объекте вышли из строя два основных кабеля. Это также привело к серьезным повреждениям. Инженеры американского Национального научного фонда (NSF) опасаются, что при разрыве нескольких оставшихся тросов подвесная платформа весом в 900 тонн может обрушиться на тарелку, а три башни высотой более 90 метров рухнуть в разные стороны. Под угрозой оказался центр для посетителей и другие важные близлежащие здания.

Учитывая возможность катастрофы, заявил, что Аресибо нельзя отремонтировать без риска для жизни людей. Объект эвакуирован, вокруг него создана зона безопасности. Инженеры работают над планом безопасной разборки конструкций с помощью вертолетов и, возможно, даже взрывных работ.

© Twitter

«Это решение было нелегко принять, но безопасность людей — наш приоритет номер один», — цитирует The Verge слова замдиректора управления математических и физических наук NSF Шона Джонса.

По словам специалистов, основные кабели возрастом в несколько десятков лет, которые пережили штормы, землетрясения и постоянную сильную влажность, не могут долго выдерживать нагрузку, на которую когда-то были рассчитаны. Фактически, потеря еще одного кабеля на одной из башен может привести к неконтролируемому обрушению всей обсерватории.

«Даже попытки стабилизации или тестирования кабелей могут привести к ускорению катастрофы. Инженеры не могут определить запас прочности конструкции, но они сообщили, что в ближайшем будущем она рухнет сама по себе», — заявил директор отдела астрономических наук NSF Ральф Гом.

В NSF подчеркнули, что комплекс обсерватории не будет потерян полностью. Некоторые его объекты планируется использовать в дальнейшем. Также продолжатся анализ и каталогизация данных, собранных телескопом Аресибо. Хотя это печальный день, но агентство твердо уверено, что приняло самое лучшее решение.

© Twitter

Тем временем в мире радиотелескопов появился новый лидер. Самым крупным из них стал Тьяньян («Небесное око»), который находится на юге Китая в провинции Гуйчжоу. В сентябре он должен был начать поиск сигналов внеземных цивилизаций.