+16
Сохранить Сохранено 7
×

Подуй и заводи: надо ли оснащать авто россиян алкозамками


Подуй и заводи: надо ли оснащать авто россиян алкозамками

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Разговоры о том, что автомобили в России будут принудительно оснащаться алкозамками (электронное устройство, препятствующее запуску двигателя авто нетрезвым водителем), ходят среди российских автомобилистов уже достаточно давно. Однако есть основания полагать, что в скором времени они начнут воплощаться в реальность. Если верить периодическим утечкам из Минпромторга, концепция массового применения алкозамков уже разрабатывается. Очевидна и первая цель: недавно глава комиссии Мосгордумы по безопасности, спорту и молодежной политике Кирилл Щитов, сославшись на несуществующие правила об обязательности алкозамков на всех новых авто в ЕС с 2022 года, заявил о необходимости установки алкозамков на столичные каршеринговые авто. Логично предположить, что следующими станут такси.

Более того, целый ряд компаний, не дожидаясь государственных решений и появления нормативной базы, устанавливают алкозамки на свои автомобили исключительно по собственной инициативе.

Зачем нужен алкозамок, что он из себя представляет, как работает, а также какова практика применения данного девайса — ответы на эти и другие вопросы попытались найти журналисты «Ридуса» в приведенном ниже исследовании.

Печальная статистика

ДТП, происходящие по вине пьяных водителей, — явление крайне распространенное и совершенно неискоренимое, причем не только в России, но и в любых других странах мира, за исключением шариатских. Как бы власти ни боролись против пьянства за рулем, какие бы строгие меры ни вводились, аварии все равно происходят. Российская практика последних лет — яркое тому доказательство. Несмотря на достаточно жесткие меры, вплоть до уголовных, принимаемые в отношении пьяных за рулем, в 2019 году зафиксировано 15 тысяч ДТП с участием пьяных водителей. Число выявленных фактов вождения в состоянии опьянения и вовсе пугает — 240 тысяч. На этом фоне минувшим летом стали появляться сообщения со ссылкой на источники в правительстве о том, что в скором времени едва ли не все новые авто в России будет необходимо оборудовать алкозамками.

© pexels.com

Во всем виновата Европа

Вспомнить об алкозамках российское правительство заставил, скорее всего, европейский опыт. Весной 2019 года Еврокомиссия объявила о введении новых требований к безопасности автотранспорта. Среди них значится «обязательная подготовка каждого автомобиля к установке алкозамка». Эта норма вступит в силу только в 2022 году. Ее, по всей видимости, многие российские СМИ и даже политики почему-то приняли за обязательное требование установки замков. В реальности в документах Европарламента есть разъяснение к этому требованию, где ясно говорится, что речь идет о «стандартизированном интерфейсе, который облегчает установку послепродажных алкогольных блокировок на автотранспортных средствах».

Нигде — по крайней мере, в развитых странах — установка алкозамка не является обязательной для всего личного автотранспорта. Более того, это, скорее, возможность смягчить наказание для тех, кто уже был уличен в пьяном вождении. Зачастую алкозамок становится условием для возврата водительского удостоверения и возможностью хоть как-то снизить расходы на страховку, которые для таких водителей вырастают в несколько раз (многие страховые компании без алкозамка им в принципе ее не продают).

Российские реалии

В России с ее тенденциями к запрету и контролю всего, что только можно, алкозамки наверняка бы с удовольствием поставили на все, что движется. Проблема заключается в том, что это будет иметь весьма негативные социальные последствия. Прежде всего, это дорого. Само по себе устройство стоит около 1000 долларов, а еще надо заплатить за его установку и регулярное обслуживание. Если возложить эти траты на автопроизводителей, их в итоге все равно оплатит покупатель. Как быть с подержанными авто, тем более непонятно.

Поэтому, судя по последним заявлениям Минпромторга и ряда политиков, кампания по установке алкозамков начнется, скорее всего, с корпоративных автопарков, каршеринга и такси. Весь этот автотранспорт выступит в качестве «полигона» для отработки технологий и алгоритмов применения. Лишь после этого замки, возможно, разрешат устанавливать на личные автомобили, для начала на авто нарушителей. ГИБДД уже много раз высказывалась в поддержку такой инициативы.

Важная часть обсуждения будущего алкозамков в России также связана с технической и нормативной стороной вопроса. Как максимально эффективно применять алкозамки и сделать так, чтобы они сами не провоцировали аварии? Тему опасности этих устройств в конце прошлого года, к примеру, поднимала американская газета New York Times. Дело в том, что дышать в прибор надо не только перед запуском двигателя. Поскольку теоретически это может сделать посторонний человек, алгоритм работы предусматривает возможность случайных проверок, в том числе во время движения. Производители рекомендуют припарковать автомобиль, провести все процедуры и двигаться дальше, но так, естественно, мало кто делает. Попытки подышать в трубку во время движения уже привели к целому ряду серьезных аварий в США. Чтобы учесть этот опыт, в России, вероятно, буду проводиться испытания для разработки национальных стандартов. В то же время непонятно, что делать, к примеру, если в ходе теста на ходу выявлен алкоголь. Необходимо технически исключить блокировку двигателя во время движения.

Что представляет из себя алкозамок?

Алкозамок — это прибор, блокирующий запуск двигателя на основании положительного результата проверки содержания алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе. В салоне автомобиля устанавливается «трубка», похожая на ту, в которую дуют водители во время проверки на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ГИБДД. Далее алгоритм простой: водитель перед тем, как завести двигатель, дует в трубку на протяжении пяти или более секунд. Если пары алкоголя в выдыхаемом воздухе присутствуют в пределах допустимого, двигатель заведется, если аппарат зафиксирует превышение — нет. Этот прибор далеко не новинка. Он давно используется в Европе, США и Австралии, да и в России его тестируют как минимум с 2010 года.

Чтобы проверить, способен ли алкозамок распознать состояние алкогольного опьянения у человека, пытающегося запустить двигатель автомобиля, «Ридус» провел собственный эксперимент. Для этого мы попросили испытателя употребить небольшую дозу алкогольного напитка, после чего ему было предложено завести двигатель автомобиля, оборудованного алкозамком. Что в результате получилось, можно узнать из этого видео.

Как это работает на практике?

Пока алкозамки в России — это история только для коммерческого транспорта, хотя и тут она не получила широкого распространения. Мы смогли найти всего одну компанию, массово установившую эти девайсы на машины из своего автопарка. Примечательно, что это предприятие само занимается производством алкогольных напитков — речь идет о пивоваренной компании «Балтика».

Крупнейший отечественный производитель пива входит в международную группу «Carlsberg Group», что, очевидно, накладывает на него дополнительную ответственность. И в этом случае использование алкозамков становится для компании оптимальным решением.

В нашей компании есть программа устойчивого развития «Четыре ноля: вместе для будущего». В нее входят четыре стратегические цели: «Ноль несчастных случаев», «Ноль углеродного следа», «Ноль потери воды» и «Ноль безответственного потребления». И в рамках двух задач — «Ноль безответственного потребления» и «Ноль несчастных случаев» — мы приняли решение, что на свои автомобили мы будем устанавливать алкозамки. Тем самым мы хотим показать всем, что мы не просто декларируем жизненно важные ценности, но и своими действиями формируем культуру безопасной эксплуатации транспорта во всей отрасли, — пояснил «Ридусу» руководитель группы эксплуатации и обслуживания транспорта компании Сергей Сизов.

Примечательно, что использование алкозамков может осуществляться не само по себе, а в рамках единой информационной системы автомобиля или целого автопарка.

Как рассказал «Ридусу» технический директор «Лаборатории умного вождения», специализирующейся на решениях в области connected cars и занимавшейся установкой и обслуживанием алкозамков автопарка «Балтики», Дмитрий Баринов, замки интегрированы в уже установленные на автомобилях блоки телеметрии.

Мы работаем с «Балтикой» уже несколько лет. Сначала мы интегрировали в автопарк компании систему «Элемент», которая контролирует параметры вождения и позволяет существенно сократить аварийность и количество штрафов. Затем мы вместе с канадским производителем алкозамков ALCOLOCK дополнили уже действующую систему возможностью проверки водителей на алкоголь, — пояснил он.

Российское подразделение компании устанавливает устройства, которые передают данные о проведенном тестировании на алкоголь в модуль телеметрии. Далее информация со всех машин собирается, обрабатывается и анализируется IT-инфраструктурой «Лаборатории» и в режиме реального времени поступает руководству автопарка «Балтики».

Таким образом, комбинация телеметрии и алкозамка позволяет осуществлять необходимый предрейсовый контроль, а также дистанционно отслеживать состояние водителя и автомобиля, находящегося, допустим, в многодневном рейсе. Теоретически это также дает возможность проводить предрейсовые осмотры по показаниям проверенных сертифицированных приборов. Соответствующий законопроект как раз рассматривается в Госдуме.

© pexels.com

Если завтра... закон

По словам представителей «Лаборатории умного вождения» и «Балтики», массовое применение алкозамков потребовало некоторой адаптации со стороны водителей. В частности, в начале на некоторых автомобилях замки не сразу «продувались». Выяснилось, что водители не давали им «прогреться» перед тестом. Кроме того, в замок надо дуть относительно продолжительное время, согласно звуковой индикации, что тоже получается не сразу и не у всех водителей.

Каждый водитель — прежде всего человек, в связи с чем немаловажен психологический фактор наличия контрольного устройства в автомобиле и реакция на это самого шофера.

Когда сотрудник меняет автомобиль или только устраивается на работу, ему объясняют, что на его машине будет алкозамок. Как любое ограничение, это может быть не очень комфортно, ведь сама «продувка» требует определенной сноровки: сотрудник должен в течение пяти секунд равномерно продувать воздух через алкозамок. Но объясняя, что это необходимо для безопасности самого сотрудника, мы видим понимание и довольно спокойное отношение к этому. Случаев, когда сотрудник отказывался от автомобиля из-за установленного на нем алкозамка, у нас нет, — рассказывает Сергей Сизов.

Плюсы и минусы

Если в Европе намерены подготовить почву для массовой установки алкозамков уже к 2022 году, то нет сомнений, что через какое-то время этот тренд докатится и до России. Насколько автопарк страны готов к массовой встрече с этим «заморским контролером», а сам «контролер» — к национальным особенностям российского автомобилизма?

По мнению Дмитрия Баринова, подготовка автомобилей к установке алкозамков не является такой уж сложной задачей.

Фактически алкозамок можно подключить к любому авто без особенных затрат и сложностей. В случае с «Балтикой» он работает через блок телеметрии, который подключается по стандартному CAN-интерфейсу, — пояснил он.

Впрочем, существуют и определенные объективные причины, которые могут повлиять на массовое внедрение алкозамков в России.

Есть некоторые технические моменты, например, «русская зима». В сильные морозы трубку алкозамка, оставленную на ночь в машине, необходимо будет согреть, прежде чем в нее дуть. Но это особенности нашего климата, и к этому тоже относятся с пониманием, — поделился опытом Сергей Сизов.

Стоит знать и то, что алкозамок не выявляет наркотическое опьянение.

Немаловажную роль играет и ценовой фактор — как ни крути, оборудование автомобиля алкозамком ощутимо сказывается на его цене. Увеличение может составлять от 5% до 10%. По словам Сизова, «это небольшая цена за то, что наши сотрудники формируют в обществе культуру безопасной эксплуатации транспортных средств и ответственного потребления алкоголя».

С представителем «Балтики» можно согласиться в том, что для крупной успешной компании, значительная часть автопарка которой состоит из среднебюджетных авто, подобные затраты не являются критичными. Особенно если учесть, что они способствуют реализации заявленной ею «миссии».

Сложнее сказать, чем такое повышение стоимости обернется для владельцев личных авто, если наличие алкозамка рано или поздно станет обязательным для всех.

© pexels.com

Можно ли обмануть?

Как и любой прибор, алкозамок, конечно, можно обмануть. К примеру, можно попросить подуть в трубку другого человека и делать так каждый раз, когда требуется завести двигатель или когда прибор запрашивает случайную проверку.

Но тут есть определенная социальная сложность: для этого надо найти трезвого человека, который согласится взять на себя часть ответственности за отправку в явно рискованное путешествие своего родственника, друга или просто знакомого. Сделать это не так просто, но, в принципе, учитывая русский авось, вполне возможно. И конечно же, как часто у нас бывает, появление обязательной установки тут же сформирует рынок технических услуг по отключению и обходу блокировок.

Более того, алкозамок не выявляет наркотическое опьянение. И тут — либо экспресс-тесты во время осмотра врача, либо постоянный высокотехнологичный контроль поведения авто на дороге.

Я сторонник мониторинга не человека, а того, как ведет себя на дороге автомобиль. Водитель может быть пьян, под воздействием наркотиков, в сложном психологическом состоянии. Анализ данных акселерометров позволяет довольно точно определять опасную манеру вождения. Вкупе с алкозамком это дает довольно высокую вероятность сокращения аварий. Но, на мой взгляд, обязательная установка таких решений целесообразна только для злостных нарушителей или коммерческого транспорта, — считает Дмитрий Баринов.

Не панацея... но может помочь

Алкозамок не является панацеей. Он предполагает повышение ответственности человека, напоминает ему, когда он хочет выпить, что есть дополнительный барьер, препятствующий осуществлению «пьяной поездки».

Кроме того, алкозамок почти полностью исключает появление за рулем субъекта в полностью неадекватном состоянии. Такому вряд ли будут помогать завести авто посторонние, да и сам он в таком состоянии едва ли догадается пойти на какие-то хитрости.

Если же человек очень хочет нарушить все правила, поставить под угрозу свою жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих, его не остановит ничто.

В то же время в сфере коммерческого транспорта алкозамки могут стать фундаментом для разумного компромисса государства и автопарков в отношении процедуры медосвидетельствования.

При этом заставлять платить каждого автовладельца за установку замка не имеет никакого смысла. Это будет лишь дополнительная финансовая нагрузка на и без того пострадавшие в кризис кошельки людей, да и на автопром, продажи у которого и так идут не слишком хорошо.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+16

 

   

Комментарии (0)