+9
Сохранить Сохранено 7
×

Шесть сильных фильмов 42-го ММКФ


Шесть сильных фильмов 42-го ММКФ

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

В этом году на ММКФ было представлено большое количество достойных кинокартин. Расскажем о трех художественных и трех документальных фильмах — самых ярких и впечатляющих. Фильмы затрагивают важнейшие жизненные темы, берут за сердце, заставляя многое переосмыслить.


«БЛОКАДНЫЙ ДНЕВНИК» (Россия, реж. Андрей Зайцев)

Жанр: драма

О войне снято множество фильмов — казалось бы, уже ничего нового не сказать, ничем не удивить. Но эта картина поражает своей пронзительностью и глубиной.

История основана на воспоминаниях Ольги Берггольц и ряда других людей, переживших блокаду Ленинграда. Все события фильма происходили на самом деле и не являются художественным вымыслом.

Февраль 1942 года. Первая блокадная зима в Ленинграде. Морозы стоят ниже тридцати градусов, транспорт уже давно не ходит, на город регулярно падают бомбы. Дневные нормы выдачи хлеба настолько малы, что люди какое-то время держат в домах умерших близких, чтобы получать по их карточкам дневную порцию, как за живых.

В одно утро молодая женщина Ольга принимает решение пойти к своему отцу, чтобы повидать его в последний раз перед смертью. Путь неблизкий, поэтому она готовилась несколько дней, обдумывала свой план. Она даже собрала ему подарок: несколько замерзших кусочков хлеба и немного кукурузных зерен. Сил с каждым днем становится все меньше, поэтому она решает больше не ждать. Ей страшно: она может упасть от голода и замерзнуть, или попасть под бомбежку. Она понимает, что может не вернуться, но все равно отправляется в путь.

Ольга бредет по пустому снежному городу. Навстречу ей изредка попадаются люди, уже больше похожие на призраков, едва передвигающие ноги. Но они еще хватаются за жизнь, за последние угасающие в них физические и душевные силы. Ольга становится свидетелем страшных событий, которые происходят рядом с ней, и сама несколько раз едва избегает смерти.

Кульминационный диалог отца с дочерью получился настолько камерным и пронзительным, что зрители не могли сдержать слез. Катарсис состоялся. Фильм предельно тяжелый, но после его просмотра каждый словно становится мудрее на целую жизнь.

Кадр из фильма "Блокадный дневник"
Кадр из фильма «Блокадный дневник».

«ДОЧЬ РЫБАКА» (Айзербайджан, реж. Исмаил Сафарали)

Жанр: драма

Еще одна сильная картина, где история девушки из маленькой азербайджанской деревни иллюстрирует процесс изменения системы ценностей целого народа. Бунт олицетворяет девочка Сара.

Сара — дочь рыбака, живет в бедной деревне на берегу Каспийского моря. Однажды ее отец уходит в море и не возвращается. С тех пор девочка каждое утро приходит на берег и ждет. Так повторяется изо дня в день, и жители деревни начинают считать отца девочки погибшим.

Даже мать Сары перестает верить в возвращение мужа и начинает сожительствовать с деревенским главой. Мать Сары — слабая и покорная женщина. Она подчиняется своему сожителю и зависит от мнения общества. Однако это общество начинает роптать, обвиняя семью Сары во всех своих несчастьях.

Дело в том, что в деревне существует поверье, будто незахороненное тело приносит несчастья. Жители настаивают на том, чтобы организовать похороны так и не найденного рыбака. Сара считает эту идею абсурдом и в день «похорон» надолго уезжает со своим другом-ровесником в ближайший городок.

Сара — свободолюбивая, уверенная в себе девушка. Она не намерена подчиняться ни сожителю матери, с которым она все время конфликтует, ни обществу, никому вообще. Она сама выбирает, с кем проводить время, как себя вести, что говорить и что делать. Ее поведение шокирует стариков, а постоянное времяпрепровождение с соседским мальчиком порождает много сплетен. Она бунтует против старых суеверий, обычаев общества, бесправности женщин. Этот бунт стоит жизни близким ей людям. И ночью она одна сбегает в море на поиски своего отца.

Фильм, получившийся эстетически красивым, поднимает вопросы равноправия женщин.

Кадр из фильма "Дочь рыбака"
Кадр из фильма «Дочь рыбака».

«ДОЛИНА БОГОВ» (Польша, США, реж. Лех Маевский)

Жанр: драма

Фильм с сильным актерским составом. В главных ролях Джон Малкович и Джош Хартнетт.

Что объединяет самого богатого человека в мире — Уэса Тауроса (Джон Малкович), копирайтера Джона Экаса и племя индейцев навахо? Долина богов. Для навахо это священная земля, которую могущественный Уэс Таурос хочет осквернить добычей урана, подвергнув жителей долины радиационной опасности. А Джону Экасу, работающему в корпорации Тауроса, поручают написать его биографию.

Каждый из героев истории переживает кризис. От Джона уходит жена, без которой он не видит смысла в жизни. Один молодой навахо страдает алкоголизмом из-за несчастья — его супруга бесплодна.

А у Тауроса есть все, что он пожелает, кроме любимых и близких людей. Он развлекается тем, что бродит по городу в образе нищего. Его замок напоминает дворец-склеп гражданина Кейна из всем известного фильма. В его саду повсюду статуи людей, которые ему когда-то были дороги. У него есть даже «музей бедности», где хранятся все предметы из его нищей юности — богатство и власть пришли к нему не по наследству.

Впечатляет и то, что многочисленные гости сидят у него в клетках, как в зоопарке, и каждый занимается тем, чем зарабатывает на жизнь: ученые выводят формулы, балерина репетирует танец, и только одна женщина несчастна — та, что является точной копией его умершей жены. Клетки поднимаются на несколько минут, но никто не выходит из них, кроме той самой женщины. Все это мы видим глазами Джона Экаса, который, как биограф, является почетным гостем во дворце Тауроса и исследует его владения.

В фильме много ярких визуальных метафор и контрастов. Также поднимается тема бунта природы против бездумных действий человечества. Индейцы навахо, как самые близкие к природе люди, взывают к силам гор за помощью: они просят обрушить гнев на людей, использующих природные ресурсы, разрушающих экосистемы и безопасность окружающей среды.

Кадр из фильма "Долина богов"
Кадр из фильма «Долина богов».

«ВЛИЯНИЕ» (Канада, ЮАР, реж. Дайана Нилл, Ричард Поплак)

Жанр: документальный

Дайана Нилл занимается крупными журналистскими расследованиями и документальным кино. «Влияние» — история о том, как создаются PR-кампании политических лидеров и глав крупнейших корпораций, как легко и успешно можно управлять мнением масс, когда знаешь, на какие рычаги давления нужно нажимать.

В центре сюжета Тим Белл — создатель PR-агентства Bell Pottinger. Главный «пиарщик» Маргарет Тэтчер всегда был беспринципным и имел «нечистую» репутацию. Им двигали деньги, власть и слава. Славу он любил особенно сильно. Кто бы ни предложил ему сотрудничество — будь то чилийский диктатор Аугусто Пиночет или бизнесмен Борис Березовский, — он не отказывал, если предлагалось достойное вознаграждение и весомые связи в высоких политических кругах.

Успех Тима Белла с каждым годом набирал обороты, пока он не начал сотрудничать с известными коррупционерами — братьями Гупта, которые были близки к президенту ЮАР ДжейкобуЗуме.

Фильм яркий, раскрывает интересные подробности и схемы создания имиджа крупнейших лидеров.

Кадр из фильма "Влияние"
Кадр из фильма «Влияние».

«ШАМАН» (Россия, реж. Андрей Осипов)

Жанр: документальный

Это история о культе личности Иосифа Сталина.

На фоне архивной документальной хроники звучит диалог отца и сына. Между ними идет спор о времени правления Сталина, о том, что говорилось и внушалось тогда людям, и о том, что было раскрыто позже.

Интересен разбор личности такого масштаба с яркими примерами. Как сложилась судьба «самой счастливой девочки» — шестилетней Гели Маркизовой, изображенной на известной фотографии на руках у Сталина? Было ли у нее то самое «счастливое детство» благодаря «товарищу Сталину»? Но страшно даже не то, что он сделал с ее семьей и с миллионами людей того времени. Страшно то, как они реагировали на это.

В фильме задаются вопросы, подобные тому, как человек может создать такой культ личности и «загипнотизировать» целый народ, держа его в страхе и поклонении. Разве способен один человек на такое? Проводится явная параллель с современной Россией, задаются вопросы об «особом пути России». Что это за путь? Являемся ли мы нацией рабов, которые не могут без вождя и кнута? Или мы все же страна мечтателей, слепо верящих в «светлое будущее» и готовых побить любые рекорды, пережить все что угодно, лишь бы достигнуть этой цели? Риторические вопросы и ответы с позиций разных поколений.

Фильм, приглашающий к размышлению, дающий пищу для ума и пробуждающий интерес к более подробному исследованию того времени. Вопросы, которые возникают в голове у каждого русского человека.

Кадр из фильма "Шаман"
Кадр из фильма «Шаман».

«ЧЕЛОВЕК НЕУНЫВАЮЩИЙ» (Россия, реж. Андрей Кончаловский)

Жанр: документальный

Говорят, не в деньгах счастье, но так ли это? Или все же наш народ может быть счастлив и без финансового благополучия?

Сельский священник, молодой учитель, врач, провинциальные частные предприниматели и другие герои показывают, как живут, чем зарабатывают, отвечают на вечные вопросы: в чем для них смысл жизни, что для них источник счастья, любят ли они свою родину и почему, счастливы ли они, в конце концов.

Это истории о простых людях из российской глубинки.

В конце фильма приводится интересная статистика: количество людей, проживающих за чертой бедности в нашей стране, и тех, кто считает себя счастливым человеком.

Кадр из фильма "Человек неунывающий"
Кадр из фильма «Человек неунывающий».

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+9

 

   

Комментарии (0)