Что привезет с астероида Бенну станция OSIRIS-REx

© NASA

Менее двух недель остается до знаменательного для истории изучения космоса события — отбора проб с астероида Бенну. Его произведет 20 октября американская автоматическая станция OSIRIS-REx. Еще два года спустя аппарат вернется на землю с образцами далекого космического тела, немыслимо долго бороздившего просторы Вселенной. Однако уже сейчас ученые получили представление о тех «камнях», которые им предстоит увидеть воочию. Совершенно точно известно, что такого нет ни в одной земной коллекции метеоритов.

Анализ информации, переданной OSIRIS-REx, показал, что на поверхности астероида широко распространен углеродсодержащий органический материал. Он найден и на месте первичного отбора проб — в районе кратера Найтингейл. Также данные показывают, что в образцах будут присутствовать гидратированные минералы. Органическое вещество может содержать углерод в форме, часто встречающейся в биологии, или в соединениях, связанных с биологией. Ученые планируют провести эксперименты с этими молекулами и ожидают, что возвращенный образец поможет ответить на сложные вопросы о происхождении воды и жизни на Земле.

«Обилие углеродсодержащего материала — это главный научный триумф всей миссии. Сейчас мы с оптимизмом надеемся, что соберем и вернем на Землю образец с органическим материалом, выполнив основную цель OSIRIS-REx», — цитирует сайт NASA слова ведущего исследователя Университета Аризоны в Тусоне Данте Лауретты.

Также определены некоторые геологические особенности карбонатных минералов, составляющих астероид. Они часто осаждаются из гидротермальных систем, содержащих как воду, так и диоксид углерода. Некоторые валуны Бенну имеют яркие прожилки, которые, похоже, состоят из карбоната. Часть из них находится недалеко от кратера Найтингейл. Это означает, что карбонаты могут присутствовать в возвращенном образце.

Согласно исследованиям, астероид-родитель Бенну, вероятно, имел обширную гидротермальную систему. Вода в ней активно взаимодействовала с породой и изменяла ее. Хотя материнское тело давным-давно было разрушено, в оставшихся фрагментах еще видна его структура.

Некоторые из этих карбонатных жил в валунах Бенну достигают нескольких метров в длину и нескольких сантиметров в ширину. Это является подтверждением существования на родительском теле Бенну гидротермальной системы астероидного масштаба.

Карбонатные жилы на Бенну
Карбонатные жилы на Бенну© NASA

В районе Найтингейла удалось сделать еще одно поразительное открытие. Реголит здесь лишь недавно подвергся воздействию суровых условий космоса. Это означает, что на Землю вернутся некоторые из наиболее нетронутых материалов астероида.

Найтингейл является частью скопления молодых спектрально-красных кратеров, выявленных в ходе исследования. «Цвета» Бенну определяют вариации видимого спектра длин волн. И они намного разнообразнее, чем предполагалось изначально. Такая «пестрота» — результат сочетания различных материалов, унаследованных от родительского тела, а также различной продолжительности времени пребывания в космической среде.

Хотя невооруженным глазом Бенну кажется совершенно черным, он раскрашен в разные цвета благодаря мультиспектральным данным камеры MapCam. Самый свежий материал, подобный найденному у Найтингейла, выглядит красным на этих изображениях. Материал поверхности становится ярко-синим, если он подвергается космическому выветриванию в течение непродолжительного периода времени. Если космос «обрабатывает» реголит долго, цвет его приобретает менее интенсивный синий оттенок — средний спектральный цвет Бенну.

"Цвета" Бенну
"Цвета" Бенну© NASA

На поверхности Бенну обнаружены также два основных типа валунов: темные и шероховатые и более редкие — яркие и гладкие. Различные типы могли образоваться на разных глубинах родительского астероида.

Типы валунов не только отличаются визуально, но и обладают уникальными физическими свойствами. Темные — менее прочные и пористые, светлые — более твердые и массивные. Яркие валуны также содержат карбонаты. Это позволяет предположить, что осаждение карбонатных минералов в трещинах и поровых пространствах может быть причиной их повышенной прочности.

Однако оба типа валунов менее прочны, чем ожидали ученые. Согласно предположениям, более хрупкие, пористые и распространенные вообще не способны выдержать путешествия сквозь атмосферу Земли. Поэтому вполне вероятно, что возвращенные с Бенну образцы дадут ученым совершенно новый тип материала, в настоящее время не представленный в коллекциях метеоритов.

Бенну — ромбовидная кучка обломков, парящая в космосе. Но в ней есть нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Данные, полученные с помощью лазерного высотомера OSIRIS-REx позволили разработать трехмерную цифровую модель астероида. Она имеет разрешение в 20 сантиметров и является беспрецедентной по детализации и точности.

Подробный анализ формы выявил на астероиде гребневидные холмы, простирающиеся от полюса к полюсу. Они слишком тонкие, чтобы их мог заметить человеческий глаз.

Цифровая модель также показывает, что северное и южное полушария Бенну имеют разные формы. Южное кажется более гладким и округлым, что, по мнению ученых, является результатом попадания рыхлого материала в многочисленные щели между большими валунами.

Ученым также удалось исследовать гравитационное поле Бенну. Его отследили благодаря сравнению траекторий станции OSIRIS-REx и частиц, которые естественным образом выбрасываются с поверхности астероида.

Использование частиц в качестве датчиков силы тяжести стало случайным. До открытия выброса пыли на Бенну в 2019 году команда никак не могла рассчитать гравитационное поле с требуемой точностью. Теперь ученым удалось получить революционное представление о недрах астероида.

Гравитационное поле показывает, что внутри Бенну неоднороден. В недрах астероида есть карманы из материала большей и меньшей плотности, словно в его центре образовалась пустота размером с пару футбольных полей. Вдобавок выпуклость на экваторе недостаточно плотная. Это позволяет предположить, что вращение Бенну выбрасывает этот материал вверх, отмечается в статье на сайте NASA.