+2
Сохранить Сохранено 7
×

Может ли работодатель не «палить» номера машин и карты сотрудников


Может ли работодатель не «палить» номера машин и карты сотрудников

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Новые карантинные ограничения надвигаются на Москву со всей неотвратимостью. В том, что они будут, после начала осеннего роста числа заболевших не сомневался никто. Интрига же заключается в том, какими они окажутся. Одни полагают, что власти не повторят весенних ошибок и сделают все, чтобы не закрывать предприятия, дабы окончательно не «положить» экономику. Другие, напротив, считают, что ограничения будут предельно жесткими, чтобы прервать цепочку заражений и подготовить почву для всеобщей вакцинации.

Страсти вокруг карантина

Чья точка зрения окажется самой близкой к истине, мы узнаем достаточно скоро. Пока же по действиям властей можно предположить, что они намерены совместить оба варианта. С одной стороны, они не торопятся закрывать не только производственные предприятия, но и сферу услуг, предлагая руководству компаний пока что ограничиться переводом трети персонала на удаленную работу. Во время первого локдауна удаленка зарекомендовала себя достаточно неплохо. Благодаря ей удалось, с одной стороны, поддерживать работу значительного числа нужных и полезных в карантин бизнесов, а с другой — сохранить рабочие места.

Неудивительно, что нынешние ограничения московские власти начали именно с отправки людей на всё ту же удаленку. Казалось бы, разум взял верх и наиболее тяжелых эксцессов удалось избежать. Многие «весенние удаленщики» оценили подобную форму работы, так как она давала возможность трудиться в более расслабленном режиме без постоянного контроля начальства и зачастую иметь при этом возможность свободного передвижения по «рабочим» пропускам.

На этот раз есть все основания полагать, что подобной вольницы больше не будет. В указе № 97-УМ от 6 октября мэр Москвы обязал работодателей еженедельно предоставлять столичному правительству через личный кабинет юрлица или ИП на mos.ru перечень сведений о сотрудниках. В их число входит номер мобильного телефона, регистрационный номер автомобиля, номера электронных транспортных карт «Тройка» и «Стрелка», а также социальной карты и проездного билета.

За «непредоставление в установленном порядке соответствующих сведений либо предоставление недостоверных сведений» работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Его могут оштрафовать или приостановить деятельность предприятия.

Нетрудно догадаться, что эти данные нужны для контроля за передвижением «удаленщиков», а также, возможно, его ограничения.

Столичный мэр не раз говорил о том, что целью отправки москвичей на удаленную работу является сокращение количества людей в транспорте и общественных местах. Имея в своем распоряжении данные по транспортным картам и личным автомобилям горожан, власти легко могут полностью блокировать их передвижение сразу же после введения системы цифровых пропусков. Вероятность того, что они будут введены, сегодня достаточно высока.

А это законно?

© Михаил Джапаридзе/ТАСС

Такой вопрос возникает практически у каждого мыслящего человека с минимальной правовой подготовкой. Положения мэрского указа противоречат федеральному закону «О персональных данных». Теоретически к персональным данным относятся любые сведения о человеке. С другой стороны, четкого перечня того, что является, а что не является персональными данными, в законодательстве РФ нет.

В соответствии с законом любая информация, прямо или косвенно относящаяся к конкретному или определяемому физическому лицу (субъект персональных данных), может быть раскрыта для третьих лиц только с согласия самого субъекта персональных данных.

Прояснить ситуацию «Ридус» попросил омбудсмена по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства, члена Генерального совета Партии Роста Дмитрия Порочкина.

Трудовой кодекс гласит, что работник из документов обязан предоставить только СНИЛС. В остальном — имеет право отказать. Заставить работника письменно сообщать иные данные работодатель не вправе, — пояснил омбудсмен.

Но при этом, по его словам, в оперативном штабе по контролю и мониторингу ситуации с коронавирусом в столице появилась информация о том, что в соответствии со ст. 189 ТК РФ работники обязаны соблюдать трудовую дисциплину, в том числе правила поведения, определенные федеральными законами, локальными нормативными актами и пр. Указ же мэра Москвы обязателен для исполнения не только работодателями, но и работниками. Поэтому эксперт вынужден согласиться с тем, что работники обязаны предоставлять работодателю данные по автомобилям и проездным документам.

Впрочем, и тут при желании можно найти лазейку. Дело в том, что в форме о предоставлении этих данных есть условие «при наличии». По словам Порочкина, если работник добровольно не предоставляет данные, других вариантов у работодателя нет, а значит, у него таких проездных документов или личного автомобиля «не имеется».

В результате в выигрыше остается и работник, и работодатель.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)