Три истории, которые обязательно зацепят

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Пока в общественных местах рекомендуется носить маски и перчатки, поток посетителей музеев заметно снизился. А желания по жизни находить то, что цепляет, у многих, к счастью, нет. Проблему подобных поисков помогает решить канал «Увидел & Зацепило», который ведет экс-главный редактор издания Men’s Health и «Большого музея» Кирилл Вишнепольский.


Канал копит даже не рассказы, а, скорее, остроумные справки о музейных экспонатах, которые зацепили автора. Многие из них можно увидеть воочию. Удобно делать пометки, что и где потом посмотреть, чтобы не пройти мимо. Некоторые из этих находок знакомы нам с детства. Самое время узнать о них новые факты. Может, в этот раз они зацепят совсем другим.

Так уж устроен человек, что больше всего цепляют трогательные истории со счастливым концом — для человека или его вещей. Приведу три наиболее знаковые.

Модный клад

Она хотела порадовать себя, а порадовала Эрмитаж, который неожиданно приобрел внушительную коллекцию платьев ведущих модельеров конца XIX — начала XX века.

В 1970-х родственники обнаружили в старой московской квартире на антресолях в сундуках бабушкины платья и решили сдать в музей. Бабушкой оказалась знаменитая в прошлом актриса столичных театров Вера Дженеева (Карахан).

Революция вмешалась в планы красавицы: надевать изысканные вечерние и послеобеденные платья больше было некуда. Обеды стали скромнее, а вечера короче. Оставалось только открывать сундуки и гладить рукой дорогие ткани, предаваясь ностальгическим воспоминаниям (делала ли она это, доподлинно неизвестно). Предназначением актрисы оказалось сохранить свои наряды для истории. С задачей она справилась: теперь «Коллекция Веры Карахан» колесит по всему миру.

© zen. yandex.ru/media/zacepilo

«Знаете, что меня поражает в этой истории? Шел бурный и кровавый XX век: война, революция, опять война, сталинские чистки, еще одна война, потом разруха и голод, подъем народного хозяйства и полеты в космос… И все это время в сундуках на антресолях терпеливо ждали своего часа нежные платья из бархата и crêpe de chine», — подметил автор канала.

Рефлексируй с умом

«Все сложно…» — это не статус состояния личной жизни в соцсетях, а ощущение, когда рассматриваешь любопытное приобретение Российской государственной библиотеки — график «Линия моей жизни» (1927 год) одного из главных символистов XX века Андрея Белого. Автор канала называет эту схему «впечатляющим примером самокопания».

Привычка фиксировать события своей жизни (дневники, селфи) есть у многих из нас, склонность к их анализу — тоже, а вот подойти к делу с математической дотошностью — у редких представителей рода (все-таки сын известного математика Николая Бугаева).

Белый пристально наблюдал за собой, пытаясь зафиксировать наиболее яркие ощущения и события в тот или иной период жизни, отметить наиболее значимых людей и собственные достижения. Так он положил жизнь на график и оставил потомкам как любопытный пример самоорганизации… ну, и, естественно, самокопания.

«Максимальной высоты „рельеф“ достигает в 1901 и 1913 году. 1900—1901 — годы вхождения Белого в литературу. Пометки крупными буквами: „Символизм, музыка Грига, Соловьев, Блок, Мережковский, Брюсов“. Второй пик — время его знакомства с философом и основателем антропософии Рудольфом Штайнером. Занятно, что „революция“ на карте прописана совсем мелким шрифтом — куда мельче „музыки Шумана“», — описывает этот опыт Вишнепольский.

© traditio. wiki

Была у него и немота, и ощущение бездарности, и «эпоха гувернанток» (интересно, что это было?). В общем, разглядывая эту непростую цветную схему, в голову приходит анекдот, который напомнил наш президент на ежегодной пресс-конференции. Должно быть, когда Белый вносил те или жизненные события в график, он не раз говорил себе: «На самом деле это была белая полоса».

Когда портрет интереснее тебя

Как хочется видеть новые мелкие морщинки не на своем лице, а на парадном портрете. Но Третьяковке это совсем не на руку. С красотой 18-летней Марии Ивановны Лопухиной знаком каждый школьник, а заодно и с художником Боровиковским. Ей, наверное, было бы очень лестно или, напротив, неловко от такого количества взглядов. Но уже давно никто не спрашивает.

Любопытно, что биография юной дворянки никак не коррелирует с портретом. Автор канала пообещал описать ее в пяти предложениях.

«…А сама Мария Ивановна выросла в отцовском имении в Кологривском уезде Костромской области. В 18 лет была выдана замуж за камергера Степана Лопухина. Получила от него в подарок этот самый портрет кисти модного живописца Боровиковского. В браке была, по воспоминаниям современников, не очень счастлива. Спустя шесть лет умерла от чахотки. Я обещал пять предложений — вот они. Все», — рассказывает Вишнепольский.

© wikipedia.org

Оказалось, что нет. Лопухина была награждена славой посмертно. Всему виной портрет, который одномоментно стал безумно любопытен представителям высшего света.

«Кто-то распустил по Москве зловещие слухи: то ли в гибели девушки повинен сам портрет, отнявший ее жизненные силы; то ли в картине теперь живет неупокоенная душа, которую туда заточил отец Марии. Так или иначе — если юная незамужняя девиц посмотрит на картину вблизи, то в скором времени она скончается. На пике слухов число „погибших после взгляда на портрет“ шло на десятки», — рассказывается в публикации.

В общем, портрет бережно хранился в семье, становился все более знаменитым и рос в цене. В конце концов он попал в руки Павлу Михайловичу Третьякову, который еще и разглядел в нем шедевр.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)