Названы изменения в поведении, которые могут говорить о наличии инфекции

© pixabay.com

Когда человек заболевает, его поведение меняется, даже если он пока сам не подозревает о наличии у себя какой-то инфекции.

Это в своем недавнем исследовании выяснили ученые из Медицинской школы Вашингтонского университета (США) благодаря экспериментам на мышах.

В своей работе, опубликованной в журнале Nature Immunology, исследователи установили, что элементы иммунной системы влияют не только на тело, но и на разум, а иммунная молекула IL-17 может быть ключевым звеном, соединяющим иммунную систему и мозг, которое, возможно, воздействует на поведение человека в опасных для здоровья ситуациях, вызывая тревогу.

IL-17 — это цитокин, сигнальная молекула, которая управляет иммунным ответом на инфекцию, активируя и направляя иммунные клетки. В мозге IL-17 производится гамма-дельта-T-клетками, которые находятся в тканях, окружающих серое вещество.

Чтобы выяснить, как именно молекулы IL-17, а также гамма-дельта-T-клетки, которые их производят, могут повлиять на поведение, ученые провели тесты на мышах. Они изучали память, социальное поведение, поиск пищи и беспокойство лабораторных зверьков.

Было установлено, что мыши, у которых отсутствовали гамма-дельта-T-клетки или IL-17, были неотличимы от мышей с нормальной иммунной системой (т. е. с наличием гамма-дельта-T-клеток или IL-17) по всем параметрам, кроме тревожности. Мышки с нормальной иммунной системой были более осторожными и больше беспокоились о сохранности своей жизни во время тестов.

Хотя исследователи не подвергали мышей воздействию бактерий или вирусов для непосредственного изучения последствий инфекции, им вводился липополисахарид — бактериальный продукт, вызывающий сильный иммунный ответ. Гамма-дельта-T-клетки в ответ на инъекцию липополисахарида начинали продуцировать больше IL-17; однако, когда мышек начинали лечить антибиотиками, количество IL-17 снижалось. Это позволяет предположить, что гамма-дельта-T-клетки могут обнаруживать присутствие разных видов бактерий (полезных и вредных) и реагировать на них, в том числе и вызывая соответствующее поведение (тревогу, беспокойство).

Существование особых молекул для одновременной иммунологической и поведенческой защиты — это разумный эволюционный способ уберечь организм от инфекции, — делает вывод Алвес де Лима, один из авторов исследования.

Ранее «Ридус» рассказывал о том, как самоизоляция влияет на иммунитет.