Эксперты назвали Россию лидером по общественному наблюдению на выборах

Эксперты Независимого общественного мониторинга (НОМ) проанализировали развитие институтов общественного наблюдения за выборами в разных странах.


Согласно представленному докладу НОМ, уровень демократичности того или иного государства не всегда определяется наличием системы общественного наблюдения за электоральным процессом. В большинстве западноевропейских стран вообще отсутствует законодательное закрепление и практика общественного наблюдения.

Таким образом, эксперты выделяют два принципиально разных пути легитимизации выборов.

  1. Процесс выборов полностью контролируется его участниками: партиями, кандидатами, организаторами выборов.
  2. В процесс выборов законодательно введена система дополнительного контроля со стороны общества.

Согласно экспертному докладу, первый вариант практикуется в Германии, Италии, Франции и Польше, где законодательство не предусматривает институт общественного наблюдения в принципе.

По второму пути пошли такие страны, как Латвия, Норвегия, Словакия и Хорватия, а лидером по развитию институтов общественного наблюдения является Российская Федерация. Механизм общественного внепартийного наблюдения с ведущей ролью Общественной палаты РФ и региональных палат был создан в 2018 году: в президентских выборах того года принимали участие 146 тысяч общественных наблюдателей.

Беспрецедентным для международной практики применения института наблюдения стало участие 526 тысяч общественных наблюдателей в общероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию РФ. Как следствие, практически полное отсутствие сколько-нибудь значимых нарушений в ходе голосования, — говорится в докладе.

По словам председателя Координационного совета ОП РФ по общественному контролю за голосованием, директора Фонда исследования проблем демократии Максима Григорьева, в ходе общероссийского голосования независимое общественное наблюдение носило «максимально демократичный характер», в нем могли участвовать абсолютно все желающие.

Россия — лидер среди тех стран, где присутствует наблюдение. Это признают и критики выборов. Наблюдение изживает все нарушения на избирательных участках, — подчеркнул Григорьев.

«Система общественных палат занимается мониторингом более восьми лет. Сейчас все подкреплено законодательно, методологией и технологиями. Мы плотно работаем с общественными организациями по вопросам обучения наблюдателей. Наблюдение в России гораздо более независимое и масштабное», — резюмировал эксперт.

Необходимость развития институтов общественного наблюдения за электоральными процедурами наглядно продемонстрировали последние выборы президента Белоруссии. Там запрос общества на участие в контроле за чистотой проведения выборов был проигнорирован: общественные наблюдатели и организаторы общественного наблюдения не смогли стать независимыми арбитрами между противоборствующими политическими силами.

Авторы доклада полагают, что российский опыт организации общественного наблюдения может быть рекомендован к использованию другими странами при организации общественного наблюдения за выборами.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)