+2
Сохранить Сохранено 7
×

Почему Китай больше не будет «фабрикой мира»


Почему Китай больше не будет «фабрикой мира»

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Глобальные компании покидают Китай: по данным Gartner Inc., треть из них уже перенесли производство и цепочки снабжения из КНР или планируют это сделать в ближайшие два — три года, остальные — в течение пяти лет. За эту пятилетку американские и европейские компании потратят около триллиона долларов на вывод производственных операций из Китая, подсчитали в Bank of America.

Процесс идет уже несколько лет на фоне торговых войн, а пандемия подлила масла в огонь. Исследование банка показало, что порядка 80% компаний из глобальных секторов столкнулись с разрушением цепочек поставок в период закрытия границ, в результате 75% из них решили расширить планы по возвращению производства на родину.

Опрос, проведенный в начале года, еще до пандемии, указал на наличие «реальной и структурной» тенденции к движению от глобализации к локализации. Шесть месяцев спустя на фоне разгула COVID-19 стало очевидным наличие «тектонических сдвигов», говорится в обзоре Bank of America.

Кому мешает «мировая фабрика»?

Пандемия — существенная, но далеко не главная причина бегства глобальных компаний из Китая. В первую очередь оно связано с действиями США, которые видят в КНР своего явного конкурента, отмечает независимый эксперт Александр Егоров. Китайцы занимают все более уверенные позиции в мировых финансах, в мировой политике, у них достаточно сильная армия. Очевидно, что Штаты такой расклад не устраивает, и они пытаются расшатать Китай как мирового лидера и восстановить прежний баланс сил.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Во многом такая политика США определяется президентом страны Дональдом Трампом, добавляет вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский. Накануне президентских выборов нынешний хозяин Белого дома усиливает давление на КНР. Во вторник Трамп заявил, что Штаты будут предоставлять налоговые льготы компаниям, возвращающим производство из Китая в США и, напротив, обложат дополнительными сборами тех, кто этого не сделает.

Накануне министерство торговли США ужесточило ограничения для китайской телекоммуникационной компании Huawei Technologies Co., фактически лишив ее доступа ко всему оборудованию, произведенному с использованием американских технологий, сообщает «Финмаркет».

Если Трамп победит на выборах, процесс вывода производств из Китая продолжится. Если победит кандидат от демократов Джо Байден, вполне возможно, все развернется в обратную сторону, — прогнозирует Вязовский.

Именно при демократах была заключена глобальная сделка с Китаем, когда производство вводилось в КНР, и таким образом транснациональные корпорации снижали издержки, напоминает аналитик. Ведь Поднебесная стала «мировой фабрикой» не просто так: у китайцев огромный емкий рынок, дешевый труд, очень гибкое законодательство, ориентированное на компании, которые занимаются экспортом. И все эти факторы никуда не делись.

По словам эксперта, возвращать производство в США глобальным компаниям невыгодно: там зарплаты в разы больше. В Европе и вовсе очень тяжелое трудовое законодательство, велика сила профсоюзов: издержки компаний, которые переводят туда производство, в разы возрастают. И даже если учесть, что зарплаты в Китае за последние годы заметно выросли, остается еще немало стран, где труд достаточно дешев. И многие, уходя из Китая, размещают производство вовсе не в США или ЕС, а в других государствах Азии — Индии, Индонезии, Вьетнаме. Американские компании осваивают Мексику, что стало сюрпризом для того же Трампа.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Сможет ли кто-то из этих новых площадок повторить «китайское чудо»? По мнению Вязовского, Индия очень близка к тому, чтобы попытаться подвинуть Китай с пьедестала, у нее есть все факторы, позволяющие добиться успеха: огромное население, дешевый труд, рабочие знают английский язык. Но это может вызвать противодействие уже со стороны Китая, а отношения между странами и так достаточно напряженные.

Глядя на опыт Китая, наверное, все хотели бы повторить этот путь. Но не думаю, что у кого-то получится, хотя какое-то перераспределение, безусловно, произойдет, — замечает Егоров.

Проверка на прочность

Если процесс вывода глобальных производств из Китая продолжится, для него это будет означать резкую потерю экспортных доходов, дальнейшую девальвацию юаня в попытке эти доходы вернуть, социальные волнения, прогнозирует Вязовский. Но и мировой экономике придется несладко.

Для нее это тоже будет означать потрясения, в том числе и на финансовом рынке. Китай резко уменьшит покупки казначейских облигаций США (уже уменьшил), возможно, начнет их скидывать. Это не покорная страна, которая будет спокойно принимать, что с ней будут развязывать взаимоотношения. У него есть способы ударить в ответ, — предупреждает эксперт.
© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Разрыв цепочек поставок, всей логистики отразится негативно в целом на мировой экономике, соглашается Егоров. Но для Китая, скорее всего, это уже не станет катастрофической ситуацией, считает он. Знаменитая тактика китайцев — взять чужие технологии и развивать на их базе свои проекты — принесла плоды. В Поднебесной появились собственные глобальные корпорации и бренды, успешно конкурирующие с мировыми лидерами. Так что даже в случае ухода из КНР западных компаний Китай все равно останется достаточно сильной, индустриально развитой страной.

Глобальная экономика будет каким-то образом перераспределяться, но Китай все равно будет сохранять свои позиции. И, по всей видимости, рано или поздно догонит и перегонит США, — полагает аналитик.

Впрочем, в полный уход мировых корпораций из КНР он не верит: какая-то часть компаний все равно там останется, производство-то уже налажено. Не верят эксперты и в конец глобализации. Торговые войны и COVID-19 могут затормозить этот «поезд», но его уже невозможно остановить, уверены они. Более того, пандемия как раз показала устойчивость данной модели, считает Вязовский. От закрытия границ сильно пострадали сфера услуг и такие отрасли, как туризм и международные пассажирские перевозки, но мировая торговля не остановилась: контейнеровозы из того же Китая как ездили, так и продолжают ездить, в том числе в США.

Да, были остановки производств, но очень коротко, и все уже восстановилось. Ванька-встанька получился. Его качнули, но он вернулся в прежнее состояние, — заключает аналитик.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+2

 

   

Комментарии (0)