Как рождалось главное «русское шампанское»
- 02 августа 2020 03:41
- Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора
В июле в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства открылась масштабная историческая выставка «Абрау-Дюрсо: 150 лет на светлой стороне истории», посвященная 150-летию знаменитого винного дома.
Основная ее часть выставки знакомит зрителей с ключевыми для «русского шампанского» периодами: от создания Удельного имения «Абрау-Дюрсо» в 1870 году до новейшего времени — периода возрождения знаменитого бренда.
Ядром собрания уникальных артефактов, представленных вместе впервые, стали предметы, связанные с историей развития виноделия и производства вина в России, а также культурой потребления вина в разные периоды. Значительная часть экспонатов выставки посвящена человеку-легенде, считающемуся одним из отцов «русского шампанского», французскому виноделу Виктору Дравиньи. В 1905 году он занял пост главного шампаниста Абрау-Дюрсо. Это позволило предприятию создавать продукцию поистине «французского» уровня, что было оценено одним из главных ценителей игристого напитка тех времен — российским императором Николаем II.
На фотографии изображен глюкометр (прибор для измерения уровня глюкозы (сахара) в органических жидкостях) принадлежавший лично Виктору Дравиньи.
Основная часть предметов быта, отражающих эстетику разных эпох, предоставлена фондами Всероссийского музея декоративного искусства. Атмосферу дореволюционных лет дополнили изображения российских императоров из коллекции Государственного музея-заповедника «Царское Село». На выставке также представлены высокохудожественные предметы сервировки и украшения стола из музея «Собрание».
Фотографии и редкие предметы предоставлены государственными архивами, Фондом «Наследие Абрау-Дюрсо», Государственным музеем В. В. Маяковского, а также частными коллекционерами.
На фотографии бутылка шампанского «Абрау-Дюрсо», подаренная Владимиром Маяковским Лиле Брик. Бутылка так и не была распита при жизни поэта. В годы войны во время фашистской оккупации, она вместе с другими раритетами «Абрау-Дюрсо» была надежно спрятана. Бутылка была открыта и распита по окончании войны в честь победы над захватчиками.
На фотографии изображены инструменты винодела и виноградаря. Слева — малый пресс для винограда, справа — ножницы для обрезки виноградной лозы.
Тележка для вина. В процессе производства по классической шампанской технологии, на такой тележке бутылки с вином перевозились для проведения дегоржажа — операции по удалению из бутылки дрожжевого осадка. На фото можно видеть, что бутылки закрыты не обычной «шампанской» пробкой, а временной, жестяной.
Набор лабораторных гирь.
Еще один из важнейших инструментов винодела — набор ареометров. Эти приборы необходимы для определения плотности жидкости.
Один из наиболее интересных экспонатов — бутылка шампанского 20-х годов прошлого века, в оформлении которой сочетаются две, казалось бы не сочетаемые вещи. Это этикетка вина 1914 года с имперским орлом и надписью «Удельное ведомство Адрау-Дюрсо», и уже советская кольеретка на которой указано, что вино произведено в Совхозе С. К. В. Т. Абрау-Дюрсо.
То есть, вино было заложено до революции при царском режиме, а выпущено в совершенно другой исторической эпохе — в Советской России. Необходимо отдать должное большевикам, они не стали вносить в оформление бутылки столь обычных на тот период изменений, а из уважения к продукту, смирились с таким его «нереволюционным» внешним видом.
В советское время шампанское «Абрау-Дюрсо» было одним из немногих премиальных потребительских товаров, экспортируемых в США. В Соединенные Штаты оно поступало под торговой маркой NAZDOROVYA и пользовалось большой популярностью.
На фотографии рекламный буклет «Абрау-Дюрсо» для американского рынка. Помимо США шампанское поставлялось в Канаду, Мексику, Бразилию, Италию и Бельгию, не говоря уже о странах социалистического лагеря.
Известная американская компания «Pepsico» выступала в качестве дистрибьютера «Абрау-Дюрсо» в США
Давней традицией «Абрау-Дюрсо» является приглашение известных современных художников для оформления новых серий продукции.
- Телеграм
- Дзен
- Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Войти через социальные сети: