Как рождалось главное «русское шампанское»

© Ridus

© Ridus

В июле в Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства открылась масштабная историческая выставка «Абрау-Дюрсо: 150 лет на светлой стороне истории», посвященная 150-летию знаменитого винного дома.


Основная ее часть выставки знакомит зрителей с ключевыми для «русского шампанского» периодами: от создания Удельного имения «Абрау-Дюрсо» в 1870 году до новейшего времени — периода возрождения знаменитого бренда.

Ядром собрания уникальных артефактов, представленных вместе впервые, стали предметы, связанные с историей развития виноделия и производства вина в России, а также культурой потребления вина в разные периоды. Значительная часть экспонатов выставки посвящена человеку-легенде, считающемуся одним из отцов «русского шампанского», французскому виноделу Виктору Дравиньи. В 1905 году он занял пост главного шампаниста Абрау-Дюрсо. Это позволило предприятию создавать продукцию поистине «французского» уровня, что было оценено одним из главных ценителей игристого напитка тех времен — российским императором Николаем II. 

© Ridus

На фотографии изображен глюкометр (прибор для измерения уровня глюкозы (сахара) в органических жидкостях) принадлежавший лично Виктору Дравиньи.

Основная часть предметов быта, отражающих эстетику разных эпох, предоставлена фондами Всероссийского музея декоративного искусства. Атмосферу дореволюционных лет дополнили изображения российских императоров из коллекции Государственного музея-заповедника «Царское Село». На выставке также представлены высокохудожественные предметы сервировки и украшения стола из музея «Собрание».

Крюшонница с чарками. Служила для приготовления крюшона - напитка на основе фруктов и шампанского

Крюшонница с чарками. Служила для приготовления крюшона — напитка на основе фруктов и шампанского

© Ridus

Фотографии и редкие предметы предоставлены государственными архивами, Фондом «Наследие Абрау-Дюрсо», Государственным музеем В. В. Маяковского, а также частными коллекционерами.

© Ridus

На фотографии бутылка шампанского «Абрау-Дюрсо», подаренная Владимиром Маяковским Лиле Брик. Бутылка так и не была распита при жизни поэта. В годы войны во время фашистской оккупации, она вместе с другими раритетами «Абрау-Дюрсо» была надежно спрятана. Бутылка была открыта и распита по окончании войны в честь победы над захватчиками.

© Ridus

На фотографии изображены инструменты винодела и виноградаря. Слева — малый пресс для винограда, справа — ножницы для обрезки виноградной лозы.

© Ridus

Тележка для вина. В процессе производства по классической шампанской технологии, на такой тележке бутылки с вином перевозились для проведения дегоржажа — операции по удалению из бутылки дрожжевого осадка. На фото можно видеть, что бутылки закрыты не обычной «шампанской» пробкой, а временной, жестяной. 

© Ridus

Набор лабораторных гирь.

© Ridus

Еще один из важнейших инструментов винодела — набор ареометров. Эти приборы необходимы для определения плотности жидкости.

© Ridus

Один из наиболее интересных экспонатов — бутылка шампанского 20-х годов прошлого века, в оформлении которой сочетаются две, казалось бы не сочетаемые вещи. Это этикетка вина 1914 года с имперским орлом и надписью «Удельное ведомство Адрау-Дюрсо», и уже советская кольеретка на которой указано, что вино произведено в Совхозе С. К. В. Т. Абрау-Дюрсо.

То есть, вино было заложено до революции при царском режиме, а выпущено в совершенно другой исторической эпохе — в Советской России. Необходимо отдать должное большевикам, они не стали вносить в оформление бутылки столь обычных на тот период изменений, а из уважения к продукту, смирились с таким его «нереволюционным» внешним видом.

© Ridus

Металлические бокалы с вензелем императора Александра II

Металлические бокалы с вензелем императора Александра II

© Ridus

В советское время шампанское «Абрау-Дюрсо» было одним из немногих премиальных потребительских товаров, экспортируемых в США. В Соединенные Штаты оно поступало под торговой маркой NAZDOROVYA и пользовалось большой популярностью.

© Ridus

На фотографии рекламный буклет «Абрау-Дюрсо» для американского рынка. Помимо США шампанское поставлялось в Канаду, Мексику, Бразилию, Италию и Бельгию, не говоря уже о странах социалистического лагеря.

© Ridus

Известная американская компания «Pepsico» выступала в качестве дистрибьютера «Абрау-Дюрсо» в США

© Ridus

Давней традицией «Абрау-Дюрсо» является приглашение известных современных художников для оформления новых серий продукции.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)

В других СМИ:

Картина дня

Бездна новостей
Все новости

Землю можно будет оформить в собственность через пять лет пользования.

«Мое лицо выглядит более старым после заражения вирусом».

распахнутьcвернуть

гражданская журналиcтика

«Роскошь — черта не только некоторых российских священников.

За публичную огласку проблем в медучреждении председателя профкома жестко наказали.

Современные медиа должны измениться ради подъема уровня культуры.

Очень прикольный городской музей Эйлата, про который не знают туристы (Израиль)

интересное

Базовая версия iMac 27 оценена в России в 169 990 рублей.

Было проведено самое крупное исследование витамина D.

Число активных мест размножения уязвимого вида в Антарктиде выросло до 61.

Эпидемии стирали с лица земли страны, приводили к революциям и перестраивали весь уклад жизни

полезное

Некоторые в 40 выглядят на 20, а кто-то уже и в 20 выглядит на 40. Ключ к этой разнице — в детстве.

Оказывается, взрослые и дети воспринимают вкус еды по-разному.

Глава Российской кинологической федерации озвучил правила здорового питания для питомцев.

развлечения

«Нельзя просто так взять и оставить на столе бесхозную вкусняшку».

Кажется, диван просто устал слушать ворчание котейки.