+8
Сохранить Сохранено 7
×

Азбука мошенничества: как «кидают» с банковскими картами


Азбука мошенничества: как «кидают» с банковскими картами

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Пандемия Covid-19 заставила активизироваться мошенников всех статей. Псевдосоцработники, создатели фишинговых сайтов и «левых» магазинов, не высылающих товары после покупки, и прочие «романтики большой дороги» воруют у соотечественников деньги буквально в поте лица.

Особенно участились случаи краж финансов с банковских карт. Стоит отметить, что мошенники не просто «обнуляют» счета пострадавших, но и загоняют людей в кредитную кабалу. Иной раз речь идет о сотнях тысяч рублей.

Как за 15 минут лишиться всех сбережений и попасть в долги

«Оформите кредит в несколько кликов, без поездки в банк и на самых выгодных условиях!» Финансовые организации старательно привлекают клиентов набором онлайн-услуг, ставших особенно актуальными в период самоизоляции.

Увы, пользуются этими электронными сервисами не только законопослушные граждане, но и мошенники, вот только кредиты они оформляют не на себя. Если задать в поисковике простой запрос, то он выдаст сотни таких историй, причем жертвами афер становятся не только пенсионеры.

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

«Шестого июля в районе часа дня у мне поступил звонок с номера 900 о том, что к моей карте „Сбербанка“ прикреплен „левый“ номер телефона. Я ответил, что никакого согласия на это не давал. Положили трубку», — начинает доцент РГГУ Вадим Трухачев свою невеселую историю.

Через 15−20 минут с моей карты начали списывать деньги и уводить их на карту ВТБ. Последовали новые звонки якобы от сотрудников «Сбербанка». В числе прочих был номер 900 — обычный номер банка. И СМС, и звонки с этого номера. Мне стали приходить коды об отмене операций. Думая, что имею дело с сотрудниками «Сбербанка», я назвал им эти коды. В итоге эти операции не отменились: с моего счета списали 150 тысяч рублей, взяли кредит на мою карту в таком же размере и, воспользовавшись моими персональными данными, оформили мультикарту в ВТБ.

«Это так называемые подменные номера, — объясняет независимый эксперт в сфере банковской безопасности Игорь Подлесный. — Функция эта давным-давно известна, активно использовалась».

Есть программы, которые используются для подмены номера. Используя их, можно позвонить с любого номера, а абонент, которому поступает звонок, на определителе видит, что ему звонят с того номера, который ввел в программу в специальном окне злоумышленник. Последнее время «Сбербанк» наконец-то принял меры, чтобы возможности звонков и рассылок СМС-сообщений с номера 900 больше не было у мошенников. Правда, недавно был небольшой прецедент, но у меня сомнения, что там номер 900 использовался, — утверждает эксперт.

В том, что использовался именно номер 900, не уверен и сам потерпевший. «Сегодня я допускаю возможность, что это был не 900, а 9ОО (буквы „О“ вместо цифр)», — говорит Вадим Трухачев.

«С ВТБ, к счастью, мне удалось разобраться. Им я ничего не должен. Со „Сбербанком“ ситуация иная. Я написал заявление в банк о возвращении выведенных с карты средств, мне отказали. Кредит тоже висит. Причина отказа — не могут установить, что эти средства выводил не я», — делится деталями Вадим Трухачев.

«Дальше я пошел в полицию, написал заявление. Возбудили дело по статье „мошенничество“ в отношении неустановленных лиц. Написал в „Сбербанк“ повторное заявление об аннулировании кредита и приложил заявление из полиции. Сейчас это заявление находится на рассмотрении», — продолжает он.

Тем не менее шансы на возвращение похищенных средств Вадим рассматривает как достаточно призрачные.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

«Адвокаты говорят, что судиться со „Сбербанком“ крайне трудно. Возможность вернуть средства появится только по итогам расследования уголовного дела. Если удастся установить, что первоначальный вход осуществлялся не с моих устройств, а кредит оформлялся с левого „девайса“, шанс деньги вернуть есть. Я подал заявление в банк, чтобы вычислить, с каких устройств были осуществлены заходы», — рассказывает потерпевший.

«Перспективы судебные очень неуверенные. Здесь очень тяжело установить этих мошенников. Номера зарегистрированы непонятно на кого. К сожалению, таких дел у нас в стране очень много. Сотрудники полиции должны проявить много усердия для установления этих личностей, это большой объем работы. При этом никакой вины банка здесь нет», — утверждает юридический представитель Трухачева, адвокат МКА «Град» Гасан Фаталиев.

Надежда умирает последней

Напомним, в конце прошлого года подобная история приключилась с сотрудником «Ридуса». Другой банк, чуть другая схема, а смысл тот же: 23 тысячи рублей списанных со счета, оформленный кредит на сумму в 441 тысячу рублей.

«Все будет зависеть от объема доказательств, представленных как пострадавшим клиентом, так и банком. В частности, договоры на кредитное обслуживание, как осуществляется договор на кредитное обслуживание и так далее. Если изначально в договоре эти условия оговорены, тогда отбиться от кредита будет крайне сложно, хотя клиент уже обратился в правоохранительные органы с заявлением по мошенничеству. Это тоже будет играть положительную роль, потому что органы так или иначе должны предпринимать действия по обнаружению преступников», — говорила тогда председатель адвокатской коллегии «Тамир» Оксана Михалкина.

«Вопрос аннулирования кредита или предоставления льготных условий по его погашению зависит только от доброй воли банка», — добавлял полгода назад адвокат потерпевшего Дмитрий Лило.

Тем не менее сегодня Лило настроен куда более оптимистично.

«С тех пор изменился очень важный момент. Начальник следственного отдела вынес постановление о квалификации: персональные данные потерпевшего использовались неустановленным лицом для хищения средств», — объясняет адвокат.

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

То есть полиция признала, что кредит брал не потерпевший, а неустановленный злоумышленник. Поэтому пока банк свои претензии потерпевшему не предъявляет. Если финансовая организация заявит какой-то иск к потерпевшему, мы пойдем в суд и будем на этом основании отбиваться: ищите это неустановленное лицо, — добавляет юрист.

«Есть и такой вариант: банк может обратиться к нотариусу за исполнительной надписью. Однако исполнительная надпись может использоваться либо в банковских договорах, где предусмотрено обращение нотариуса, либо по бесспорным моментам. Здесь момент спорный. Если они решат действовать таким путем, мы в течение десяти суток обратимся в суд по отмене нотариального действия», — говорит Дмитрий Лило.

Кредиты — зло?

По словам Игоря Подлесного, счет, на котором «денег — три ломаных гроша», мошенников вряд ли заинтересует.

«Они люди неглупые. Умеют вычитать-складывать, чтобы понимать, что там свое, а что чужое. Деньги уходят на разное: подкуп людей, работающих в банковских структурах, для получения информации и инсайдов; людей, работающих у операторов связи, чтобы с их помощью можно было провести подмену или замену симкарты или получить дополнительную информацию о клиентах», — отмечает эксперт.

«Ридус», со своей стороны, может заметить, что в даркнете достаточно недешево продаются номера карт со сроками действия и даже CVV-кодами. «Если звезды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно».

По мнению экспертов, решить проблему хищений финансов со счетов и оформление «левых» кредитов можно только комплексно. В этом процессе должны участвовать и правоохранительные органы, и сами банки.

«Банки сейчас занимаются этим достаточно активно. Они проводят хорошую развернутую информационную политику для своих клиентов, но, к сожалению, люди не любят вчитываться и вслушиваться. Впрочем, в последнее время действительно идет большой рост информированности населения», — говорит Игорь Подлесный.

Очевидно, что усилия и банков, и силовиков в решении этой проблемы пока явно недостаточны. В частности, по мнению многих экспертов, значительная доля телефонных афер лежит на совести осужденных, отбывающих свой срок. Решетки на окнах, надзиратели и запреты тому не помеха.

© ИТАР-ТАСС/ Юрий Машков

Так, например, в середине июля сотрудники ФСБ и СК России задержали двух сотрудников «Матросской тишины». Старший оперуполномоченный оперативного отдела Владислав Остапенко и инспектор режима отдела и надзора Сергей Войтко помогли заключенным устроить мошеннический колл-центр прямо в знаменитом СИЗО.

«Телефонные аппараты и модемы были спрятаны в углублениях, которые сидельцы выдалбливали ложками в деревянных нарах и мебели. Говорили арестанты через микрофоны, многие пользовались беспроводными наушниками», — приводит «КП» слова следователей.

«Ежегодно [в местах лишения свободы] изымается около 40 тысяч единиц мобильных телефонов. Эта цифра несколько снижается с годами: пять лет назад было около 60 тысяч. Но в любом случае количество не опускается ниже 42−43 тысяч. При этом понятно, что речь идет об очень незначительном проценте от безумного оборота мобильных телефонов», — цитирует «Взгляд» слова депутата ГД РФ Александра Хинштейна.

Как собираются бороться с этим законодатели? Например, ужесточить ответственность за пронос средств связи в места лишения свободы. «Сегодня за это деяние предусмотрена только административная ответственность и наказание в виде штрафа до пяти тысяч рублей. Когда одних и тех же людей ловят по второму разу, пять тысяч рублей — это максимум, что можно сделать. По нашему замыслу, если таких людей ловили бы повторно, они бы несли уголовную ответственность в зависимости от содеянного», — разъясняет Хинштейн предложенную поправку к УК РФ .

Кроме того, на рассмотрение в Госдуму внесен и другой законопроект. Операторов сотовой связи хотят обязать отключать телефоны по требованию ФСИН.

© Пресс-служба Госдумы РФ/ТАСС

Есть и другая, весьма здравая точка зрения. «Онлайн-кредиты — это абсолютное зло, — уверен Вадим Трухачев. — Ладно, у меня украли деньги со счета. Ничего хорошего, конечно, но пережить можно. Но ведь мошенники и кредиты вдобавок к этому вешают. С моей точки зрения, надо запретить оформление онлайн-кредитов. Те, кому понадобятся услуги кредитования, смогут и до банка дойти».

С таким предложение к председателю Центробанка уже обратился глава общественного движения «За безопасность» Дмитрий Кудесов.

Что же делать, пока эти законы не приняты? Как говорят сами мошенники, «фильтровать базар». Увы, спасение утопающих сами знаете чьих рук дело.

«Поэтому только одна рекомендация: категорически критично относиться к любой информации, кто бы вам ни звонил. Это давно уже объясняют, начиная с тех времен, когда начались звонки „ваш сын попал в аварию, нужно срочно деньги привезти“. Время такое, верить никому нельзя», — говорит Игорь Подлесный.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+8

 

   

Комментарии (0)