«По Фактам»: 22 лучших русских альбома второй четверти 2020 года

Kate NV. © pofaktam.ru

Kate NV. © pofaktam.ru

С апреля по июнь появилось уже множество отличных альбомов, выпущенных русскими артистами. Канал «По фактам» подводит предварительные итоги, отобрав 22 лучших отечественных релизов за последние 3 месяца — от Kate NV и Bicycles for Afghanistan до Boulevard Depo и Сабрины.


Kate NV, «Room for the Moon»

Именно о памяти и ее механизмах работы часто поет Kate NV на «Room for the Moon», делая это лаконично и точно. Прошлое постоянно ускользает от тебя, будущее неопределенно, а настоящее — иррационально. В определенном смысле «Room for the Moon» это еще и довольно пронзительное высказывание о пресловутом кризисе среднего возраста, о тех самых «бумерах», дезориентированных в современности с ее постоянно меняющимися правилами игры.

Не хочется спекулировать на теме коронавируса, поскольку это становится уже общим местом в музыкальной журналистике, но да, все эти песни особенно ко двору в 2020 году, в котором царит всеобщая неуверенность в завтрашнем дне. Парадоксальным образом, «Room for the Moon» — очень легкая и оптимистичная запись. «Зазвонит телефон и придется снова бежать под палящим солнцем, где непонятно, что будет сегодня», — поет Катя в милейшей песне «Телефон», словно предлагая взять на вооружение мировосприятие детей, которые вместо страха испытывают к завтрашнему дню любопытство.

Bicycles for Afghanistan, «Прятки»

Весенний альбом Bicycles for Afghanistan трудно описать готовыми жанрами — исчезают частности и детали, в которых тут, в общем-то, всё. Но это совершенно точно эмо, если не в средствах, то в лирике, настроении и нескрываемом бэкграунде.

Вокализы по поп-панк-заветам сочетаются с залоуфаенным скримингом, а прилипающие поп-припевы с неочевидной музыкальной сложностью — это интересно слушать, разбирать, подбирать на гитаре. Ну и цепляет, конечно, крепко и надолго. Чего стоит хитовый припев «Воздуха» или трогательный ход в «Прятках» на словах «Мы с ним опять играем в прятки и не помним о тебе».

NWIII, «Снежные Травы»

На российском лейбле Fuselab вышел альбом NWIII «Снежные Травы», который, как утверждает «авторка», был записан этой зимой и весной на Камчатке, и минусовые температуры тут действительно чувствуются кожей. На альбоме можно найти хтонический эмбиент, временами невероятно живописный, так что от него в буквальном смысле захватывает дух. Что-то подобное делали 10 лет назад 4 Позиции Бруно, в иные моменты «Снежные Травы» напоминают саундтреки Эдуарда Артемьева 80-х годов — а что может быть лучшей рекомендацией.

Fardi — «Черный сад» Часть 2

В День России Фарди Самедов выпустил вторую часть «Черного сада», на котором продолжает детально разбирать портрет СНГшного мигранта со спальных окраин Москвы. На фоне отполированных и самоиронично стереотипных артистов Black Star или мелодично-приторных певцов любовных кальян-рэп-баллад, Фарди выглядит злым и колючим.

В отличие от первой части альбома, этот релиз вышел более монолитным — здесь нет метаний между стилями, зато по-прежнему напористо звучат засэмплированные арабские дарбуки, тары и ребаб. Бит не сильно меняется от трека к треку — национальные инструменты звучат под глубокие басы и плавно качающий бит. Можно по-разному относиться к жизнеописанию мигрантских гетто, но тот факт, что Фарди делает это честно, без заигрываний и сглаживаний углов, вызывает интерес.

Сабрина, «Bibi»

Сабрина — довольно любопытный пример исполнительницы, которая берет язык и мелодику традиционной российско-украинской эстрады (послушайте внимательно песню «Хороша» — ее вполне мог бы написать Константин Меладзе для ВИА «Гры»), апгрейдит их и встраивает в новую реальность, адекватную современности.

Примерно этим же языком Сабрина на своем новом альбоме «Bibi» поет о домашнем насилии и токсичных отношениях — нравится это вам или нет, но получились вполне убедительные хиты, хотя личная история здесь скорее спрятана за общими словами. Тем не менее, этим песням сложно сопротивляться, Сабрина нашла правильный баланс между нежностью и грубостью, прилипчивостью мелодий и атмосферным, «дышащим» звучанием, пусть и не самым оригинальным и свежим.

Саша Виноградова, «ОКО»

На новом альбоме Саши Виноградовой «ОКО», который был записан совместно с виолончелисткой Алиной Ануфриенко, от былого авант-фолка практически ничего не осталось — и в новом качестве Саша мне нравится гораздо больше. Виноградова увлеклась музыкальной терапией — дисциплиной, существующей на стыке медицины и музыки (в отличие от тебя, нью-эйдж никогда не умрёт).

Виноградова записала расфокусированные и полуимпровизационные эмбиентовые пьесы, в которых живые и электронные инструменты гармонично уживаются друг с другом. Практически инструментальные вещи здесь соседствуют с пространными песнями, будто бы решившими раствориться в красоте этого мира (см. «Тихие птицы» и «Голубиный язык»).

«Монти Механик», «Сияние»

Миниальбом с новыми и переделанными старыми песнями «Монти Механик», очаровательными в своей иллюзорной инфантильности и простой красоте. «Калейдоскоп» стал почти русским роком, а «Протест» лишился кислотного синтезатора. Среди новых треков — «Вальс комаров» — что-то между фолком и эмбиентом с Дашей из «Комсомольска» на вокале; относительно проходное «Сознание» и главная песня «Сияние» в танцевальной и акустической аранжировке.

Альбом отличный — музыканты не спешат вырываться из-под знамени условного жанра «наивное творчество», что добавляет проекту еще больше очарования. И, самое главное, «Монти Механику» снова удаются две самые важные, в общем-то, вещи: придумывать яркие мелодии и писать тексты с претензией на взрослую поэтичность. Сентиментальные, возможно, немного инфантильные, мечтательные и трагичные одновременно.

Марк Пашаев, «Белъ»

Альбом «Белъ» Марка Пашаева звучит примерно так, будто бы GONE. Fludd переслушал Антоху МС с Арчангой и стал читать про березки, пасеку, малиновое варенье и катание на велике. Это нарочито наивный и мультяшный трэп c семплами из Утесова. Очень мило, хотя хотелось бы услышать пересведенный вариант.

«Бужба», «Веселые риффы»

«Веселые риффы» группы «Бужба» — добродушный, ностальгический и не чуждый самоиронии инди-поп выходного дня, который наверняка придется по душе любителям «Монти Механика» и Мака Демарко. Основной упор здесь на щемящие мелодии и звук, в котором музыканты будто бы пытались передать атмосферу вечного лета (весьмо удачно, надо сказать).

Особенно выдающаяся вещь — заглавный трек «Веселые риффы», будто бы навеянный мелодраматичными саундтреками к советским кинофильмам. В иных случаях же кажется, что размеренные мелодии на альбоме на самом деле родом из российской эстрады 90-х. Пока что мой любимый гитарный релиз этого лета.

IC3PEAK — «До Свидания»

Релиз с тревожным названием «До Свидания», к счастью, не превратился в политический манифест и эксплуатацию скандального образа. Политические и антивоенные заявления, конечно же, присутствуют в «Марше», «TRRST» и фите с Хаски «Весело и грустно». В остальном же лирика стремится к старому-недоброму декадансу от простого «я бросаю тебя в дрожь, ты кидаешь в меня нож» в «Я целую твой труп» до отчаянного «дыханье уходит вместе с тобой» в треке «У меня нет друзей» с отличным переходом в эмбиент и бунтарско-феминистского «Мама говорила мне слушайся мужа, я непослушная, делаю хуже» в треке «Плак-плак», слегка отсылающем к хиту «Смерти больше нет». 

Пластинка радует как музыкальным разнообразием, так и тем, что Настя и Коля не замкнулись ни на витчхаусе, ни на социальщине и протестной повестке, а продолжают экспериментировать. Хочется верить, что тревожное «До свидания» — всего лишь интригующий заголовок, а не планы коллектива на будущее.

Даша и Серёжа, «Волшебство»

Дебютный альбом певицы Даши Шульц и Сергея Parks, Squares And Alleys Хавро. Образцовый дрим-поп по заветам Beach House — но на родном языке всегда чуть лучше. Мелодии запоминаются и подкупают складностью («Океан», «Сейчас», «Неизвестность») тексты — нестыдной святой наивностью («Интроверт»).

Участники дуэта сообщают, что хотели приблизить настроение и атмосферу релиза к музыке советских композиторов (упоминая, в частности, Алексея Рыбникова), но это не так очевидно в самих песнях, многие из которых словно были сначала написаны авторами на английском, а затем переведены на русский.

Boulevard Depo, Old Blood

Абсолютно предсказуемая работа Бульвара — вся на пожеванных битах, размазанно-расслабленном флоу и не всегда понятном сленге. Чуть не хватило впивающихся рефренов, как в No Flag, каких-нибудь ярких хорроров в стиле «Кащенко» или народных хитов вроде OC, но работа все же крепкая и не разочаровывающая.

Самое странное присутствие — воскрешенный трек Moonwork, самый настоящий русский лирик-рэп на избитой минорной прогрессии, за симпатию к которому может быть даже немного стыдно. Остальное проходит единым полотном с едва различимыми моментами — где-то с более удачными, где-то с менее. Кажется, из самой яркой пары отечественного клауда середины нулевых только один разобрался, что делать, чтобы не потерять себя и слушателя.

«Весна Весна», «Когда рядом огни»

Группа «Весна Весна» записала удивительной красоты альбом с мелодичнейшим восьмидесятническим дрим-попом — ангельский вокал солистки здесь очень удачно обрамляют гитарные кружева и атмосферные чиллвейвовые синты. Надеюсь, лейбл «Родной звук», выпустивший также альбом Даши и Сережи, продолжит в будущем нас радовать дрим-попом на русском языке.

Женя Куковеров, «Hairy Finger & Invisible Clarinets»

Московский лейбл «Топот», специализирующийся на импровизационной и нойзовой музыке, издал неожиданно доступный релиз «Hairy Finger & Invisible Clarinets» Жени Куковерова, записанный в самом начале апреля буквально за десять дней. Музыкант решил не терять время на самоизоляции и взялся самостоятельно осваивать кларнет, отказавшись от каких-либо туториалов. В результате инструмент здесь звучит, мягко говоря, совсем не по-академически и напоминает скорее русский пастуший рожок — и этот панковский дилетантизм как раз и подкупает. Но главное здесь — наивные и обаятельные мелодии, под которые тянет танцевать, чему способствует по сути пост-панковская ритм-секция. Однозначно один из лучших русских релизов весны.

О! Марго, «Все хотят обниматься»

18-летняя инди-поп певица из Екатеринбурга сочиняет невероятно обаятельные и милые песни, отдаленно напоминающие «Обе две», но куда более невинные и детские. На альбоме «Все хотят обниматься» есть и гитарные риффы, и хаус-бочка, и душераздирающие баллады — порой это становится слишком cheesy (см. заглавную песню), но здесь много и великих вещей — если вас не тронет «Море за тебя», то у вас, скорее всего, просто нет сердца. Очень хотелось бы, чтобы О! Марго стала по-настоящему большой звездой.

«Жарок», «Ильдар»

У группы «Жарок», образовавшегося на осколках пост-панк коллектива Дом Моделей, спустя три года молчания вышел новый мини альбом «Ильдар» с психоделическим попом, какой только мог расцвести только на русской почве. Да, где-то на заднем плане маячит тень The Smiths, но больше — старого русского рока в диапазоне от «Аукцыона» до «Мумий Тролля» до каких-нибудь, прости Господи, «Танцев Минус». При всем этом «Жарок» умудряются писать по-настоящему самобытные и мало на что похожие песни, в который электроника на равных началах сосуществует с акустическими инструментами, а сквозь сюрреалистические тексты, посвященные, по словам лидера «Жарка» Ивана Сердюка, темным сторонам нашего Я, то и дело словно прорывается российская действительность. Очень хорошо.

Tesla Boy, «Андропов»

В некоторых компаниях Tesla Boy принято снобировать (и вроде даже есть за что), но в этот раз очевидных претензий не находится. Мсье Севидов показал лучший и не самый очевидный вариант переизобретания себя, огранично укладывая академический бэкграунд и любовь к синтезаторным 80-м в новую концепцию — со спорной русскоязычной лирикой, новыми темами и отказом от стабильно работавшего рецепта создания хитов (правда, работавшего 10 лет назад).

Пусть вас не вводит в заблуждение название и обложка «Андропова» — в новых треках Tesla Boy нет влияния перестроечной рок-музыки или эстрады, да и темы песен скорее посвящены общемировым остроактуальным темам типа абьюза. «Андропов — олицетворение контроля. Где начинается свобода и где она заканчивается? Что мы контролируем и что контролирует нас? Что мы можем себе позволить, а где мы себя останавливаем, включая своего внутреннего Андропова? Все это приправлено большой долей иронии», — рассказал лидер группы Антон Севидов о своем альбоме.

Андрей Ли, «Объект и среда»

У Андрея Ли (Директор всего, Obgon, Interchain) вышел под собственным именем новый релиз «Объект и среда» с гипнотической и причудливой электроникой с соответствующими названиями треков типа «Полёт над пейзажем с хаотично лежащими трубами» и «Красная резиновая поверхность в пасмурный день».

Среди влияний — краут-рок, даб, ранняя электронная музыка. Музыка при этом на самом деле мало на что похожа и слушать ее крайне интересно — сделать это можно прямо на интерактивном сайте Андрея Ли, где у всех треков есть абстрактное визуальное сопровождение, за которое отвечают дизайнеры Readymag.

Борис Гребенщиков, «Знак огня»

В последний альбом Бориса Борисовича Гребенщикова вошли песни, которые писались им на протяжении последних семи лет. Это заметно по отсутствию очевидной концепции и широте жанров, заданной еще синглами — только в первой половине альбома можно услышать синти-поп («Вон Вавилон»), оскаленный рэп («Баста Раста») и латиноамериканские мотивы («Моё имя пыль»).

Впрочем, далее по движению альбома контрасты сглаживаются, там и тут слышатся отголоски знакомых мотивов — так, например, «Не Судьба» мелодией и акустической деликатностью напоминает «Северный цвет», а «Поутру в Поле» отсылает к относительно недавним «На ржавом ветру» и «Время N» (первую напоминает ассоциациями с геройским рыцарским эпосом, вторую буквально цитирует в мелодии куплета).

Если вам когда-то нравилось что-то из творчества БГ, альбом определённо стоит прослушивания. Хоть однозначно сильных и запоминающихся треков он не открыл, «Знак огня» всё равно хочется назвать хорошим — из-за диапазона эмоций, фирменной поэтики и приятной предсказуемости мелодий.

Dose, «Лото»

Экс-участник павлодарского объединения Musica36 Dose, ранее известный в качестве битмейкера Strong Symphony, выпустил легкий, романтичный и не к чему не обязывающий мини-альбом «Лото», нетипичный для его казахстанских коллег. Здесь нет игры мускулами, трэп-битов и речетатива (ну почти) — это очень простые, мелодичные и светлые поп-песни. Последний (и лучший) трек на мини-альбоме «Вслух» мне чем-то напомнил даже ранних Vampire Weekend.

«Краснознаменная Дивизия имени моей бабушки» -«Катакомба»

В недавнем интервью Иван Смирнов говорил, что место струнных и флейты теперь занимают клавишные — и в первом же треке «Прогулка» можно оценить новый, синтовый звук группы в полной мере. Главные песни пластинки — «Парные танцы» с легкой отсылкой к главному хиту Alphaville и въедающейся строчкой «Я завожусь, когда слышу бас» и «Русский андеграунд» — готовый гимн инди-подполья с мощным панчлайном «Пока я начеку не подходи/Под эту чепуху танцуй один».

Можно долго ностальгировать по «Тостеру», «Старой Америке» и «Вооруженной лиге неизданных писателей», но обновленной группе все еще есть что сказать. И то, что они говорят, все еще способно увлечь.

WLVS, «Дорога до вечности»

Нельзя сказать, что с момента преобразования из басоцентричного панк-дуэта DeafDeaf в темный и пост-хардкорный бэнд WLVS в их музыке что-то особенно менялось. Впрочем, это не так плохо, особенно учитывая, что группа уверенно держит планку качества в не слишком заметном жанре, чуть ли не оставшемся уделом субкультурщиков.

Это по-прежнему талантливо сочиненный, качественно записанный, хорошо читаемый хардкор с низким порогом вхождения и разбросом ассоциаций от прослушивания от каких-нибудь тягуче-мелодичных Devil Sold His Soul до умеренно-хаотичных The Chariot. Экспрессивно, зло, мучительно красиво.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)