+1
Сохранить Сохранено 7
×

Пятилетка не удалась: Россия не готова побеждать бедность ударными темпами


Пятилетка не удалась: Россия не готова побеждать бедность ударными темпами

© Коллаж/Ридус

Российские власти планируют удвоить сроки выполнения национальных проектов, сформированных на основе майских указов президента. Достижение заданных целей (снизить бедность, диверсифицировать экономику, ускорить рост ВВП, выбраться из демографической ямы и т. д.) может быть отодвинуто до 2030 года, сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Корректировка национальных проектов должна быть завершена до осени, поскольку она увязана с бюджетом, который рассматривается именно в этот период и утверждается в конце года, пояснил глава правительства. А здесь ожидаются жесткие ограничения из-за пандемии. Расходы перераспределяются в пользу первоочередных мер поддержки населения, занятости и важных секторов экономики.

«Распространение коронавируса и его последствия для мировой экономики и для нашей страны, с одной стороны, подтолкнули развитие отдельных сегментов рынка, а с другой — создали новые ограничения, замедлили экономический рост, сократили доходы консолидированного бюджета», — сказал премьер.

Вместе с тем необходимо обеспечить максимальную преемственность по отношению к тем целям развития, которые были определены президентом РФ два года назад, и учесть опыт реализации национальных проектов, накопленный за это время, добавил он. Опыт, надо сказать, пока выглядит довольно печальным.

© Сергей Бобылев/ТАСС

Изначально план был рассчитан на пять лет — с 2019 до 2024 года. Предполагалось, что уже с 2021 года экономический рост ускорится до 3% и выше, а к финалу уровень бедности в стране упадет вдвое — до 6,6%, естественная убыль населения остановится, средняя продолжительность жизни вырастет до 78 лет и реальные доходы россиян будут увеличиваться на 2,4% в год.

Но в первый же год реализации план начал трещать по швам, напоминает Finanz.ru. Естественная убыль населения вместо стабилизации ускорилась до 11-летнего рекорда, за чертой бедности проживали 12,3% населения (вместо 12% в плане), экспорт товаров, кроме нефти, газа и нефтепродуктов, составил 180 миллиардов долларов вместо нужных 230 миллиардов.

А тут еще и пандемия случилась! И в текущем году Россию и вовсе вместо запланированного роста на 2% ждет падение экономики на 4,8% (по оценке Минэкономразвития), сокращение реальных доходов на 3,8% (вместо роста на 1,5%), увеличение бедности и смертности.

Трагедии нет

© kremlin.ru

Учитывая, какое разрушительное воздействие оказала пандемия на мировую и российскую экономику, пересмотр сроков реализации нацпроектов логичен, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Например, развитие сырьевого сектора и показатели экспорта сильно пострадали от падения спроса на мировых рынках, а восстановление будет долгим и постепенным.

Развитие АПК в нашей стране будет скорректировано, так как сильно изменились приоритеты стран — импортеров российской продукции, выросли цены на продукцию. А значит, и параметры развития сельского хозяйства в РФ нужно пересматривать. Закрытие такого направления, как строительство жилья, в первом квартале текущего года повлияет на конечные показатели ввода в строй новых домов. При этом изменились и параметры исполнения нацпроекта „Жилье и городская среда“ — снизились проценты по ипотеке, что, конечно, поддержит спрос, но снижение объемов проданного жилья может быть скорректировано, — перечисляет эксперт.

От пандемии сильно пострадали и региональные бюджеты, добавляет он, поскольку затраты на проведение эпидемиологических мероприятий выросли, а доходы снизились (сократились налоговые поступления, например). Так что сейчас все ведомства — и федеральные, и региональные — вынуждены корректировать бюджеты. Приходится пересматривать и планы по национальным проектам, поскольку их реализация опиралась на другую, более стабильную экономическую ситуацию в стране.

Трагического в этом ничего нет: правительство сейчас концентрируется на глобальных задачах по поддержанию рынка труда, недопущению роста безработицы и падения уровня доходов населения. Постепенно, когда экономика РФ восстановится, будут реализовываться и национальные проекты, — успокаивает аналитик.

Пандемия — причина или предлог?

© Артем Геодакян/ТАСС

Пандемия в очередной раз обнажила слабость сырьевой российской экономики, но и без нее реализовать национальные проекты в заданные сроки удалось бы вряд ли: не случись коронавируса, случилось бы что-то еще, уверен вице-президент «Золотого монетного дома» Алексей Вязовский.

Внешние шоки регулярно происходят. В каком именно виде они будут — война, эпидемия — мы не знаем. Но мы знаем, что в той форме, в которой находится российская экономика, она очень уязвима к этим внешним шокам, — констатирует он.

Безусловно, падение цен на нефть (из-за сокращения спроса на фоне тотальных карантинов и мартовской ценовой войны между РФ и Саудовской Аравией) привело к сокращению доходной части бюджета. При этом возникли дополнительные расходы на борьбу с COVID-19 и его последствиями. И траты на другие статьи сейчас приходится резать. А отсрочка выполнения национальных проектов, по сути, означает именно урезание расходов на них. И она оправданна, соглашается эксперт.

В этом году в России ожидается дефицит бюджета около 4 триллионов рублей, в следующем (по официальному прогнозу) — приблизительно 5 триллионов. Если цены на нефть останутся на тех уровнях, где они сейчас (не говоря уж о возможности нового падения), в стране продолжится стагнация экономики и рост безработицы, то совершенно непонятно, где государству брать деньги. Да тут еще и американцы грозят новыми санкциями, в том числе ограничениями на покупку госдолга для иностранных участников: то есть и возможности для заимствований будут ограничены.

Очевидно, что в поисках дополнительных источников средств государство будет закручивать гайки, бороться с серой экономикой. Но это сильно обострит социальное напряжение, предупреждает Вязовский. По его словам, чтобы успешнее противостоять внешним шокам, российскую экономику надо либо закрывать — вводить налог Тобина (на спекуляции) и т. д., либо менять не на словах, а на деле. Но власти не делают ни того ни другого.

Меняться не хотят, их устраивает сидеть на трубе. Закрываться тоже не хотят, потому что они как элита инкорпорированы в мировую систему, они пользуются офшорными счетами, с удовольствием ездят по всему миру и т. д. То есть пытаются усидеть на двух стульях, — заключает аналитик.

  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (1)

  • merlion
    merlion 14 июля 2020

    Ну с такой-то мафией в руководстве... Уровень коррумпированности к % числа представителей: - Государственная Дума РФ - 50-70; - Совет Федерации Федерального собрания РФ - 70-80; - Представительные органы субъектов РФ - 60-70; - Муниципальные представительные органы - 30-60; - Правительство РФ - 70-80; - Администрация субъектов РФ - 60-70; - Администрация муниципальных образований - 50-70; - Высшие судебные органы - 50-60; - Суды и органы прокуратуры субъектов РФ - 70-90; - Центральный аппарат МВД РФ - 60-70; - Органы внутренних дел субъектов РФ - 90-100; - Общенациональные СМИ - 80-100; - Региональные СМИ - 90-100. Источники: Экономика России XXI века. От капитализма к социализму / Орленко Л.П., Центр анализа и проектирования государственного управления при Отделении общественных наук при РАН. Государственная политика и противодействие коррупции и теневой экономике в России / Сулакшин С.С. [и др.]. М.: Научный эксперт, 2008.

    Ответить
    0 +