«Адский косильщик»: он должен был убивать ударной волной

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

Как это не парадоксально звучит, но со дня появления на свет человечество начало придумывать оружие для своего собственного... уничтожения. Вначале это были стрелы, потом пули, снаряды, бомбы. Для их доставки до человека создавали луки, винтовки, пушки и, наконец, самолеты.

Лишь потом, выяснилось, что для полной победы надо не просто уничтожить врага, но и сохранять его крепости, здания, постройки, и прочие ценности. И после этого, проектируя новое оружие, люди стали задумываться не только о том, как поразить противника, но и о том, как при этом, сохраните его ценности.


Волновой удар

Одним из примеров такого подхода к созданию оружия стал проект  самолета, который должен был убивать живую силу противника мощной сверхзвуковой волной, пролетая над ним на малой (30-50 м) высоте.

Известно, что американцы пробовали летать во Вьетнаме на истребителях F-4 на малой высоте на сверхзвуке, в результате чего у находившихся поблизости вьетнамских солдат, разрывало кишки, глаза и ушные перепонки!

В СССР эксперименты  на истребителе МиГ-21 также показали, что полеты на низкой высоте наносили живой силе тяжелейшие травмы, в том числе и смертельные. Правда, история умалчивает, где и над кем проводились такие «эксперименты». Впрочем, мест для их проведения было достаточно - Советский Союз тогда воевал во многих концах мира.

Экспериментаторы убедились, что такой самолет, летая туда-сюда, смог бы выводить из строя в полосе шириной до 100-150 м солдат противника, как косарь выкашивает траву, без всякого оружия, бомб, и радиации. Недаром американцы, узнавшие об этом проекте, прозвали этот советский самолет «Адским косильщиком».

Первым был Советский Союз

Такой самолет действительно был и он получил название М-25. Его разработали в ОКБ В.М. Мясищева в СССР в 70-годах прошлого столетия. Проект получил название «самолет специального назначения с ударной волной» или просто ССН.

Не вдаваясь в особенности его конструкции, можно отметить, что  создание такого самолета было крайне сложной комплексной задачей. Требовалось с нуля проработать конструкцию особого планера, создать или подобрать к нему необходимые двигатели, которые смогли бы обеспечить сверхзвуковую скорость на малой высоте,  а также новые системы управления полетом.

В ОКБ проработали несколько вариантов самолета с разной взлетной массой от 20 до 165 т. На него предполагалось установить четыре турбореактивных двигателя АЛ-21Ф разработки ОКБ А.М. Люльки или Р59Ф-300 ОКБ С.К. Туманского.

Предварительные расчеты показывали, что создаваемая таким самолетом при сверхзвуовом полете ударная волна могла срывать даже башни с танков!

Печальный финал

Несмотря на перспективность проекта, он был закрыт в 1972 года по ряду причин: разработчики не сумели определить оптимальный технический облик самолета и проработать его в техническом плане. Не был решен и вопрос с двигателями и авиационным оборудованием.

Дали себя знать и другие факторы. Ведь полет на высоте 50 м сам по себе опасен, даже сейчас. А если по самолету со временем начнут стрелять из всех видов оружия?

В случае если самолет собьют, то летчик, скорее всего не успеет катапультироваться. Возможно,  поэтому проект и прикрыли.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)