Средства ФНБ не дадут россиянам, им найдено другое применение

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Правительство России расширило список проектов, которые будут финансироваться за счет средств Фонда национального благосостояния. Перечень дополнили 15 объектов. В их числе строительство новых ледоколов, дорог и мостов.


В перечень включены строительство третьего и четвертого серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220 и головного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер». Стоимость первого проекта оценивается в 100 миллиардов рублей, второго — в 98,6 миллиардов. Завершение стройки назначено на 2024−27 годы.

Также в списке — возведение терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» в порту Сабетта на Ямале. Терминал строится в рамках проекта «Арктик СПГ-2» компании «Новатэк». Изначально его оценивали в 144 миллиарда рублей, но к 2020 году эта цифра возросла до 163 миллиардов.

Еще 59,1 миллиарда рублей из фонда достанется стройке новой трассы к Крымскому мосту: для этого планируют реконструировать дороги А-289 «Краснодар-Темрюк» и А-290 «Новороссийск-Керчь». Проекты, которые готовились с лета прошлого года, включены в комплексный план модернизации инфраструктуры до 2024 года, напоминает Finanz.ru.

Проект ледовой арены в Новосибирске.

Проект ледовой арены в Новосибирске.

© Правительство новосибирской области

Также среди выбранных проектов мост через реку Шексну в Череповце, дорога в обход Калуги и реконструкция части кольцевого маршрута в обход Калининграда. Кроме того, средства ФНБ пойдут на возведение многофункциональной ледовой арены в Новосибирске, проект «Сибирского кольцевого источника фотонов», реконструкцию Щелковских межрайонных очистных сооружений, комплексное развитие участка Междуреченск — Тайшет Красноярской железной дороги, строительство и реконструкцию объектов многофункционального технологического кластера «Образцово» в Москве и Подмосковье.

В то же время из перечня исключены футбольные стадионы и некоторые автомобильные дороги. Это связано с тем, что объекты уже ввели в эксплуатацию.

К началу июня общий размер ФНБ достиг 12,161 триллиона рублей. Правда, свободны только 8,205 триллиона. Это 53,4 миллиарда долларов, 46 миллиардов евро, 8,9 миллиарда фунтов стерлингов и 40,27 миллиарда рублей, размещенных на отдельных счетах в ЦБ.

Остальное потрачено на контрольный пакет акций Сбербанка (2,162 триллиона), размещено на депозитах ВЭБа (540,6 миллиарда), ВТБ и Газпромбанка (138,4 миллиарда), вложено в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией «самоокупаемых инфраструктурных проектов» из того самого перечня (222,2 миллиарда рублей и 4,1 миллиарда долларов). Еще 3 миллиарда «похоронено» в еврооблигациях Украины.

Ледоколы вместо «вертолетов»

Проект атомного ледокола

Проект атомного ледокола "Лидер"

© ЦКБ "Айсберг"

Похоже, ФНБ пошёл вразнос, отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Последний, неприкосновенный «резерв главного командования», «кубышка», которая копилась годами, чтобы в случае кризиса компенсировать снижение доходов в бюджете и в экономике и выдержать тяжёлые времена, и из которой при действительно наступившем кризисе не разрешено было по примеру других стран выплачивать средства для поддержки населения.

Тем более удивительно, что именно сейчас, когда ситуация в экономике далеко не стабилизировалась, когда вероятность второй волны пандемии всё более реальна, принимаются решения о масштабном расходовании ФНБ. И не на направления текущей поддержки доходов и стимулирования экономики с быстрой отдачей, окупаемостью, а на гигантские долгосрочные мегапроекты, инвестиции в которые, если и вернутся в виде доходов, то лишь через годы, — недоумевает эксперт.

В середине апреля министр финансов РФ Антон Силуанов планировал, что к концу 2020 года ФНБ составит 7 триллионов рублей, и этого будет достаточно для покрытия госрасходов до 2024 года, напоминает аналитик. Но только за май свободные средства ФНБ снизились на 0,7 триллиона рублей.

Если темп текущего расходования ФНБ (а про его пополнение речь пока совсем не идёт) будет даже в два раза меньшем, чем майский, за оставшиеся семь месяцев фонд уменьшится до 5,5−6 триллионов рублей, — прогнозирует эксперт.

Если к этому добавить намеченные инфраструктурные проекты, создаётся реальная опасность нехватки резервов на предстоящие месяцы далеко не самого благополучного положения в российской экономике, предупреждает он.

Глядя в светлое будущее

Проект терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» на Ямале.

Проект терминала сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата «Утренний» на Ямале.

© neftegaz.ru

Реализация каждого из выбранных проектов ведется для того, чтобы поддержать российскую экономику в кризисный период, и дать возможность развиваться на этапе восстановления, возражает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

На данный момент масштабные стройки — это тысячи рабочих мест для тех, кто лишился работы, это возможность для продолжения деятельности узкими специалистами в своих сферах. Так как у людей будет стабильная заработная плата, потребительский спрос в стране останется на комфортном уровне, — поясняет он.

Согласно бюджетному правилу, в ФНБ аккумулируются дополнительные нефтегазовые доходы от продажи топлива выше 40 долларов за бочку. Это резерв на случай сложных ситуаций, и логично использовать его в кризис, считает эксперт.

Аналитик напоминает, что средства ФНБ можно тратить, если цены на нефть снижаются ниже базовой, и размер фонда достигает 7% от ВВП (на 1 июня текущего года — 10,7%). Оба условия в текущем году выполнены. А одна из статей, на которые можно тратить ФНБ — это как раз реализация внутренних инфраструктурных проектов.

Их выбор в текущем году, по мнению Деева, также не случаен: в будущем реализация этих масштабных задач способствует развитию экономики регионов, внутренней и внешней торговли.

Например, строительство универсальных атомных ледоколов способствует более быстрому освоению Арктики, а мост через реку Шексну в Череповце, дороги в обход Калуги и реконструкция части кольцевого маршрута в обход Калининграда способствуют развитию торговли в регионах и сделают их более привлекательными для инвесторов, — заключает эксперт.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (1)

  • Small 910d647068
    Виктор Садыков22 июня, 01:07

    Я планов наших люблю громадьё. Размахов шаги саженьи, я радуюсь маршу которым идём на работу и в сражения! Обнулённому слава.