Кто выживет в кризис

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus.ru

Пандемия коронавируса и меры, принимаемые для борьбы с COVID-19, изрядно подкосили бизнес в России. Последствия этого события разные:


  • нарушение производственных цепочек — например, компания еще может работать, а вот производители сырья или грузоперевозчики задерживают или вовсе не поставляют товары из-за карантинных мер на границах;
  • сокращение спроса в оффлайн-среде и невозможность перейти в онлайн ведет к потере выручки. Например, в известной сети быстрого питания «Теремок» из-за коронавируса выручка упала в 15 раз;
  • запрет на ведение бизнеса со стороны государства и региональных властей — предприниматели вынуждены на весь апрель забыть о доходах, но при этом продолжать платить аренду, коммуналку и зарплату сотрудникам.;

Это далеко не все сложности, с которыми сталкивается бизнес. Колебания курса доллара и нефти, к которым привязана экономика России, вносят свои особенности в ценообразование.

«Любой кризис — это новые возможности» — так говорил Уинстон Черчилль. Посмотрим, какие бизнес-модели устойчивы к кризису.

Онлайн-торговля

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Режим самоизоляции и нежелание находиться в местах скопления людей заставляют потребителей оставаться дома. Но вирус не освободил от потребности покупать одежду, продукты питания, лекарства, электронику и так далее.

Рост покупок через Интернет фиксируют многие ритейлеры и курьерские службы — в среднем он составил 36%. В Ozon средняя корзина с 3−4 позиций выросла до 7−8. У Metro Cash and Carry спрос на доставку возрос до 3−4 раз. Режим самоизоляции продлили до конца апреля, поэтому спрос будет расти.

На первом месте продукты питания, лекарства и товары для гигиены. Население старается реже бывать в общественных местах, поэтому создает запасы: покупает продукты на месяц вперед, перебирает аптечки и закупает свежие лекарства, а антисептики и салфетки для рук активно скупают те, кто вынуждены выходить на улицу.

Доставка готовой еды тоже на высоте. Delivery Club и «Яндекс.Еда» фиксируют рост заказов. К «Яндекс.Еде» в конце марта за сутки в среднем присоединялись 200 ресторанов — это в шесть раз больше, чем подключалось каждый день в феврале.

Магазины одежды тоже уходят в интернет. Поток заказов в «Спортмастере» вырос настолько, что руководству пришлось привлекать сторонние курьерские службы, но и те не справлялись. От имени генерального директора была создана e-mail-рассылка с извинениями о проблемах в работе интернет-магазина.

С электроникой, мебелью и люксом сложнее. Потребление в этих сферах сильно зависит от доходов людей, которые сейчас сокращаются. На первое место встаёт покупка товаров первой необходимости, а не нового iPhone или шубы.

Спрос в сфере онлайн-торговли растет быстрее, чем компании успевают к нему адаптироваться. Проблемы разные: сайт не выдерживает наплыв клиентов, нет запасов для удовлетворения спроса, нет курьеров. Если вы предприимчивы и готовы к риску, то можно успеть перетянуть часть спроса на себя и занять долю рынка.

Курьерские службы

© Валерий Шарифулин/ТАСС

Пока весь бизнес сокращает штат и переводит людей на удаленку, курьерские службы вербуют новый персонал. Ажиотаж на продукты сейчас выше чем на Новый год, только идти в магазин человек уже не хочет. Единственное спасение — доставка. Услуги курьеров нужны всем: от аптек до кафе и ресторанов, которые из-за закрытия перешли на режим «на вынос» или доставку.

Кажется, что рынок доставки сейчас занят. На готовой еде специализируются Delivery Club и «Яндекс.Еда», у крупных сетей с одеждой и электроникой свои курьеры. Но это не так. Даже крупные компании привлекают сторонние курьерские службы, так как свой штат не был рассчитан на такие объемы заказов.

Местные производители и магазины тоже переходят на доставку до двери. Им будет выгодно заключить контракт с небольшой местной курьерской службой, если у нее лучшие условия.

Но даже в курьерский бизнес коронавирус внес свои корректировки. Выросли затраты на поддержание чистоты и гигиены. Прежде чем открыть курьерскую службу, задумайтесь, где раздобыть маски, перчатки, антисептики и так далее.

Разработка программного обеспечения, веб-приложений и сайтов

Спрос на услуги программистов растёт. Основная причина — переход бизнеса в цифровую среду, где нарастает конкуренция.

В этой сфере два варианта. Можно оказывать услуги по построению сайтов или созданию приложений. Организовать фирму можно в рамках хоум-офиса, а все мозгоштурмы и планерки проводить через Skype. Есть и второй вариант — создать свое приложение или игру и зарабатывать на этом.

Сайты нужны всем компаниям, которые переходят на режим доставки. Если раньше хватало сайта-визитки с названием магазина, адресом и описанием ассортимента, то сейчас нужен полноценный сайт с возможностью заказа и оплаты.

Но число таких сайтов будет расти с каждым днем. Поэтому сразу нужны специалисты по контекстной рекламе, SEO-продвижению и копирайтеры, чтобы поддерживать сайт в топе выдачи.

Игры — отличный вариант, чтобы бороться со скукой и убивать время на самоизоляции. Компьютерные, мобильные или браузерные — не важно. Например, вспомните мобильную игру Flappy Bird. Эта простая однокнопочная игра стала в 2014 году самой скачиваемой игрой в App Store.

Компьютерные игры тоже набирают популярность. Геймеры отлично приспособлены к самоизоляции и их число растет. Создать сложный проект аналогичный «Ведьмаку» или «Метро», конечно, очень сложно — как минимум нужно огромное количество специалистов. Но в этой индустрии есть целое направление игр, которые делаются «на коленке» парой разработчиков — инди-игры. Несмотря на слабую графику, геймеры готовы платить, если в игре есть идея и душа.

Онлайн-курсы

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

На самоизоляции люди постоянно думают, как занять свое время. Кто-то смотрит сериалы, кто-то играет в игры, а кто-то занимается саморазвитием: ищет курсы, проходит тренинги и так далее.

Для запуска бизнеса достаточно онлайн-платформы и навыков или знаний, которыми вы готовы поделится. Умеете вести переговоры? Откройте курсы для повышения коммуникативных навыков. Отлично разбираетесь в финансовом анализе? Запустите свою школу финансистов. Примеров много.

Аудитория разнообразна: от топ-менеджеров крупных компаний до школьников, которые стремятся наверстать школьную программу.

Продажи медицинского оборудования

© Денис Гришкин/ТАСС

В условиях пандемии растет спрос на медицинское оборудование. Об этом говорит уже возникший дефицит аппаратов искусственной вентиляции легких, которые скупают даже состоятельные граждане.

Основным заказчиком выступает государство с целью оснащения больниц. Работа с таким партнером сразу спасает от рисков быть обманутым. Покупают все — от тяжелого медицинского оборудования до расходников: масок, фильтров и так далее.

Но есть существенный риск — государство в любой момент может ограничить наценку на медицинские изделия. И мечты о маржинальности в 100% столкнутся с реалиями в 20% и меньше.

Даже после коронавируса бизнес-среда не вернется к тому состоянию, которое было до пандемии. Переход в онлайн — это будущее, которое наступило бы рано или поздно, а COVID-19 его подтолкнул. Сейчас выживает бизнес, который уже цифровизировался — онлайн-магазины, онлайн-обучение и так далее. На плаву останутся и бизнес-модели, которые поддерживают онлайн-сферу, например, ИТ-компании.

Автор: директор по рыночной аналитике podelu.ru. Специально для «Ридуса».

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)