+1
Сохранить Сохранено 7
×

Режим самоизоляции убил торговлю в России


Режим самоизоляции убил торговлю в России

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

В апреле объем розничных продаж в России обрушился на 23,4% в годовом выражении и на 28,5% относительно марта, подсчитал Росстат. Это хуже пессимистичных прогнозов экономистов, которые в среднем ожидали падение на 17,7%. Продажи продуктов питания снизились на 9,3%, непродовольственных товаров — на 23,4%, в секторе услуг падение достигло 38%.

Масштаб сокращения потребительского спроса в России в период карантина превзошел аналогичные показатели других стран, указывает в своем Твиттере главный экономист Nordea по России Татьяна Евдокимова. В том же апреле в США розничные продажи упали на 21,6, в Китае в феврале — на 20,5%, в еврозоне в марте — на 9,2%.

Ничего удивительного

Уход в сберегательную модель поведения в ситуации неопределенности — традиционная реакция россиян, отмечает первый вице-президент Опоры России Павел Сигал. Так происходит всегда, когда у людей есть ощущение кризиса или нестабильности.

Эпидемия коронавируса в стране, режим самоизоляции стал стрессом для людей и потому вполне нормально, что наши граждане максимально сократили потребление, — констатирует эксперт.

Да и масштаб падения, в принципе, не так уж сильно отличается от показателей других стран, добавляет заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров. В ситуации, когда закрываются все магазины, кроме продуктовых, а людей ограничивают в передвижении, проседание потребительского спроса вполне логично.

Отчасти более заметное снижение розничных продаж в России может быть связано с низким уровнем проникновения интернет-торговли, полагают некоторые эксперты. Наверное, это тоже сыграло свою роль, соглашается Назаров. Но все же львиную долю сокращения спроса дала именно неуверенность людей в объеме своих доходов и вообще в будущем экономики, полагает он.

Не случайно сейчас в Европе уже все магазины открыты, но посетителей там не так уж много, — замечает аналитик.

Не стоит забывать и об ажиотаже, который наблюдался практически во всех странах накануне введения карантинов, когда с полок магазинов сметалось почти все. Россия не стала исключением. И вполне закономерно, что этот всплеск потребительской активности сменился провалом, тем более в условиях самоизоляции: люди сидели по домам и проедали созданные таким образом запасы.

© pixabay.com

Восстановление неизбежно

Спрос начнет восстанавливаться по мере ослабления ограничительных мер, уверены эксперты. Другое дело, что на примере той же Европы и США, которые начали выходить из карантина раньше России, уже видно, что розница оживает в последнюю очередь, обращает внимание Назаров.

Достаточно быстро восстанавливается промышленность, даже сфера услуг B2B (бизнес для бизнеса), продажи домов тоже неплохо себя чувствуют. А вот потребительский спрос восстанавливается медленно, — рассказывает он.

Точно так же будет складывать ситуация и в России. Но в любом случае, восстановление спроса — это все-таки вопрос квартала, максимум двух, прогнозирует аналитик. Однако, чтобы дойти до тех уровней, с которых началось падение, понадобится время, и сроки будут зависеть от темпов восстановления мировой экономики.

Другие эксперты допускают, что восстановление спроса будет идти по V-формуле, когда максимальное падение сменяется стремительным ростом. Здесь может сработать фактор отложенного спроса, поясняет Сигал: люди, которые давно не были в магазинах и откладывали покупки на более поздний период, дождавшись открытия торговых точек, будут приобретать то, что им давно необходимо.

Однако рассчитывать, что это произойдет уже в мае, не стоит — месяц заканчивается, но далеко не все направления торговли открыты. Стоит ожидать восстановления спроса в течение июня-июля, когда привычные магазины начнут работу в прежнем режиме, — предупреждает он.

Майские показатели розничной торговли будут чуть лучше апрельских, но незначительно, поддерживает Назаров. Половину месяца продолжали действовать значимые ограничения. К тому же до сих пор нет полной определенности по темпам выхода страны из карантина, по второй волне эпидемии и т. д. Но в целом экономические показатели розничной торговли могут полностью восстановиться уже в этом году, допускает Сигал.

© Сергей Бобылев/ТАСС

Мы будем жить теперь по-новому?

Пандемия корнавируса вызвала волну рассуждений о том, что после нее человечество «проснется» в совершенно новом мире. Коснется ли это потребительских моделей граждан?

Какое-то короткое время россияне будут меньше потреблять, как и большинство жителей самых разных стран, да и определенные услуги до поры будут недоступны по чисто техническим причинам (туризм, развлечения), но потом все вернется на круги своя, и мир в целом останется прежним, уверен Назаров. Как только все откроется, и у людей снова появятся деньги, они начнут их тратить в привычном режиме.

Безусловно, усилятся тенденции, которые зародились еще до коронакризиса. Доля той же интернет-торговли и раньше ежегодно росла. Сейчас, возможно, этот процесс пойдет быстрее. Удаленных сотрудников станет больше: каждая компания десять раз подумает, стоит ли открывать новый офис или можно работать из дома. Но это не означает, что все офисы вдруг опустеют, а все население резко уйдет в онлайн во всех сферах жизни, поясняет аналитик.

Но привычки россиян и стиль потребления все же изменятся: вместо импульсных покупок, под воздействием эмоций, гораздо больше станет планирования, предсказывает Сигал. Это общая для мировой торговли тенденция — покупатели демонстрируют такое поведение в тех странах, где снятие карантина произошло раньше, чем в России.


  • Телеграм
  • Дзен
  • Подписывайтесь на наши каналы и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Нам важно ваше мнение!

+1

 

   

Комментарии (0)