Куда можно доехать на пешеходной рикше в XXI веке

© griphon.livejournal.com

© griphon.livejournal.com

Фантастика, но в наше время есть места, где можно прокатиться на коляске, в которую запряжена не лошадь. а обычный человек! Это город Калькутта — крупнейший мегаполис Индии. Суровые крепкие парни таскают пассажиров практически в буквальном смысле на своём горбу.


Конечно, Калькутта — современный мегаполис. Тут есть и метро, и дорожные эстакады и электрички, и банки с кондиционерами. Но в Калькутте сильны традиции. Здесь искусственно сохраняют очень многие традиционные явления. Такие, как трамвай, например. Или жёлтые ретро-такси.

© griphon. livejournal.com

Интересно, что слово «рикша» исходно изначает именно такую повозку — запряжённую человеком. Это уже потом появились велосипедные и мото аналоги. Появились рикши в 1870-х годах в Японии (само слово — искажённое от трёх японских иероглифов «дзинрикися», что значит «человек», «сила», «повозка»).

© griphon. livejournal.com

А уже в 80-х годах они распространились во многих азиатских странах, например в Гонконге, Сингапуре, Малайзии и Китае. Индия не была исключением — наибольшую популярность рикши обрели именно в Бенгалии.

© griphon. livejournal.com

Во второй половине 20-го века рикши стали заменяться более комфортным и человеческим транспортом — такси, автобусами, трамваями, а где-то велосипедными и моторизованными версиями. В большинстве индийских городов пешеходные рикши были законодательно запрещены. Причина — нечеловеческие условия труда, работа, унижающая человеческое достоинство, и затруднение движения рикшами (хотя что там в Индии затруднять). Сейчас рикши остались только в Калькутте. Здесь тоже постоянно идут разговоры о том, чтобы их запретить. Однако пока традиционализм и возможные бунты самих развозчиков останавливают власти от такого шага.

© griphon. livejournal.com

Зрелище, конечно, не для слабонервных. Я сперва стеснялся воспользоваться их услугами — как-то стыдно мне было чувствовать себя таким барином, которого везёт чернь. С другой стороны, посмотрел как сами индусы активно этими рикшами пользуются, и попробовал пару раз в качестве эксперимента.

© griphon. livejournal.com

Что сказать, действительно тяжёлая доля рикш. Скорость невысокая, нагрузки огромные, иногда приходится по 2 человека тащить так. Так мне жалко стало этого бенгальца, что когда он по прибытию стал пытаться разводить меня на деньги, у него это получилось. Поэтому вопрос сколько стоит удовольствие — я досконально не мог изучить. Естественно, что иностранцу они всегда завышенную цену назовут. А так, это где-то примерно доллар за километр.

© griphon. livejournal.com

© griphon. livejournal.com

Сложно представить как рикши устают за смену. Кстати, обитают они только в историческом центре, похожи, что ареал их обитания сильно ограничили. За его пределы они не ходят, и не встретишь их там. Ряды отдыхающих рикш можно найти практически в любой точке центра.

© griphon. livejournal.com

Возможно, рано или поздно их действительно запретят. А пока пешеходные рикши остаются одной из «фишек» Калькутты. Кому интересно подробнее, можете почитать подробную статью на National Geogaphic.

© griphon. livejournal.com

Как вам явление? Хотели бы поездить на таком «такси»?

© griphon. livejournal.com

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)