Теория Большого взрыва: надо ли из школьников делать ученых

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

В школы пришла большая наука. Доктора и кандидаты химических, биологических, филологических наук преподают в общеобразовательных заведениях, знакомят детей с исследовательской деятельностью, создают с ними научные проекты. И сами учатся у современных школьников.

«Ридус» разбирался, зачем всё это нужно.


Контакт между учеными и современными школьниками повышает интерес детей к научной деятельности, формирует у детей образ ученого, открывает путь в большую науку.

Для того чтобы старшеклассники могли создавать научные проекты, готовить их нужно уже с 5-го класса, считает учитель русского языка и литературы школы № 2120 кандидат исторических наук Татьяна Чабанец.

Серьезное участие в различных конкурсах и олимпиадах подразумевает многолетнюю подготовку. Начиная с азов, учитель постепенно подводит учеников к научным темам. Благодаря такому подходу ученики школы № 2120, изучая топонимы и гидронимы Москвы и Подмосковья, смогли защитить непростые проекты по ономастике.

Как школьники анализируют лекарства

Любовь Оболенская.

Любовь Оболенская

© adm-moskovsky.ru

Татьяна Чабанец не ставит перед собой цель вырастить ученых, гораздо важнее, на ее взгляд, воспитать достойного гражданина. Ребенок может «загореться» наукой, если увидит в учителе идеал, как произошло с самой Татьяной Анатольевной, и она пошла по стопам своего преподавателя.

Столичная школа № 2065, где преподает кандидат химических наук Любовь Оболенская, знаменита химическими разработками и проектами. Под ее руководством ученица 11-го инженерного класса придумала способ определения годности лекарственных препаратов.

Идея проверять препараты пришла школьнице во время сортировки домашней аптечки. В работе одиннадцатиклассница впервые получила индикатор срока годности лекарств на основе нано-TiO2, модифицированного пероксокомплексами титана (IV), который меняет окраску с оранжевой на бесцветную симбатно разрушению самого лекарства. А другой старшеклассник предложил состав для создания самоочищающегося нанопокрытия древесины, которой обустроен родник в столичном парке.

За работу «Наноматериал для улучшения качества родниковой воды» на конференции «Исследуем и проектируем» он получил диплом I степени и стал призером «Инженеров будущего». Анализ воды из родника показал превышение содержание марганца, а причина оказалась в том, что древесина при гниении образовывала бактерии и некоторые из них являлись марганецредуцирующими.

Любовь Оболенская считает, что детям вообще нужно давать «что-то делать руками», кроме теории важно проводить опыты.

В школе, кстати, в инженерном и медицинском классах есть высокотехнологичное физическое и химическое оборудование, что позволяет школьникам проводить исследования на уровне мировых стандартов. Когда совмещение школьной программы и науки происходит на уроке, детям хочется узнавать больше. Главное — дать школьникам почувствовать себя «соучастниками» развития химии, первооткрывателями. Важнее быть «не ученым, а наученным», чего можно достичь, соблюдая баланс между практикой и теорией.

Как школьники рассчитывают экскурсии

Галина Монахова

Галина Монахова

© youtube.com

Интересный подход к научной деятельности у учителя математики школы № 1391 кандидата педагогических наук Галины Монаховой: математические проекты по истории и краеведению, разработка экскурсионных маршрутов, которые начинаются на Поклонной горе и заканчиваются в Новой Москве.

Дети увлеклись изучением памятных мест по маршрутам из Москвы в Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Тулу. Казалось, при чем тут математика и экскурсионная деятельность? Галина Михайловна уверяет, что математика позволяет правильно рассчитать силы, оценить временные рамки проектов, логически выстроить презентацию. «Меньше слов, больше дела» — девиз ученого.

Чему школьники учат педагогов? «Нестандартности подхода», — считает учитель школы № 1391 кандидат культурологических наук Ольга Князькина. «Причем не только к учебе, а вообще к жизни. Современные дети, выражаясь их языком, „не парятся“, не занимаются самоедством. Иногда это полезно. Наша жизнь перегружена порой ненужными „формальностями“. Мы — то поколение, которое приучено эти „формальности“ выполнять добросовестно. А поколение Z гораздо проще и легче ко всему относится».

Несмотря на «легкость» в восприятии жизни, ученики Ольги Аркадьевны создают серьезные проекты. Стихи ее ученицы были записаны на аудионоситель и отправлены на орбиту. Их прослушали космонавты и поставили высокую оценку творчеству школьницы. Главное, считает преподаватель, — не спугнуть, не «сломать», а направить, подсказать, показать реальный труд ученого.

«Я стараюсь учить независимости, самостоятельности, порядочности, смело мыслить и творить. Поощряю умение спорить, только аргументированно и компетентно, а не так: „Я Пастернака не читал, но осуждаю“. Приучаю к труду, объясняю, что „чудес не бывает“, все достижения — результат труда. Главное, чтобы дети стали достойными людьми, и не так важно, какие у них „рейтинговые“ показатели и баллы. Главные оценки поставит им жизнь», — резюмирует учитель.

Как школьники разрабатывают ПО

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ru

В школе № 1392 им. Д. Рябинкина есть современный учебно-научный центр, где ребята могут проводить исследования по физике, химии, естествознанию и биологии. Возможности лабораторного комплекса выходят далеко за рамки школьной программы.

Все это «взрослое» оборудование позволяет школьникам воплотить идеи в жизнь и углубить свои знания по любимым предметам. Центром руководит преподаватель физики доктор биологических наук Илья Данилин.

В лабораториях цифрового прототипирования и моделирования, кабинете робототехники ребята изучают 3D-моделирование, физику. Илья Анатольевич говорит, что в центре созданы все условия для реализации идей, которые возникают у самих школьников. Дети проводят интересные исследования по созданию искусственной экосистемы, воздействию электромагнитного излучения на биологические объекты, точнее, на прорастание семян овса, изучают физико-химические процессы. Ребята приходят в эти лаборатории с желанием сделать что-то полезное для общества. В результате было разработано устройство и программное обеспечение для социализации людей с ограниченными возможностями, устройство сортировки бытовых отходов в многоквартирных домах, модель школы, отапливаемая за счет геотермального тепла.

Преподаватель считает, что важно правильно выстроить работу. Ученикам, которые хотят заниматься наукой, нужно дать углубленные знания по предмету, заинтересовать решением экспериментальных задач. Илья Анатольевич подбирает задачи на «стыке неопределенности», и они-то побуждают детей начать проводить опыты и исследования.

Как школьники исследуют сленг и мемы

© Игорь Ставцев/Коллаж/Ridus

В школе № 2120 уроки русского языка и литературы ведет доктор педагогических наук Анатолий Устинов, который, кроме того, читает лекции и ведет научно-исследовательскую работу в области методики преподавания русского языка в МГПУ. Материалы для научных исследований черпает именно в школе, все его труды основаны на многолетнем педагогическом опыте.

Если говорить о научных проектах, которые разрабатывают его ученики, Анатолий Юрьевич идет от интереса ребят. Одна из старшеклассниц увлекается конным спортом, с чем и связан ее проект в области социолингвистики: школьница изучает слова-профессионализмы в речи спортсменов конного спорта. Другие ученики исследуют малые архитектурные формы рядом со школой. Этот метапредметный проект находится на стыке краеведения и филологии. Юные ученые сравнили официальные названия исследуемых объектов и как их окрестили, что называется, в народе. Так вот, народные оказались гораздо интереснее. Скажем, скульптура собаки и кошки в парке называется достаточно лаконично — «Друзья». А молодежь ее, да и это местечко, окрестила словом «котопес». И когда говорят: «Встретимся у котопса!» — всем понятно, о чем идет речь.

Анатолий Устинов считает, что подобные работы готовят школьников к полноценной научной деятельности. Станут ли ребята учеными — это им решать. Хотя, как отмечает учитель, современные дети гораздо образованнее, чем их ровесники 20—30 лет назад.

«Сейчас у детей есть больше возможности развиваться, путешествовать, иметь неограниченный доступ к информации. К сожалению, такой источник знаний, как книга, используется все реже, но, подчеркиваю, уровень образованности от этого не становится меньше», — говорит Анатолий Устинов.

Нам важно ваше мнение!

+0

Комментарии (0)